AVTOTUT.RU : Общие принципы экстремального торможения
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Принципы контраварийного вождения
Человеческий фактор
Базовые навыки управления автомобилем
Приемы работы рулевым колесом
Приемы торможения
Торможение в экстремальных условиях
Нетрадиционные приемы торможения
Предотвращение критических ситуаций
Способы прохождения поворотов
Опережающие действия
Заключительная часть
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




Общие принципы экстремального торможения.

Дорога есть дорога, и на ней постоянно существует вероятность возникновения экстремальной ситуации, будь то возникшее препятствие, неожиданное изменение качества дорожного покрытия или даже внезапное изменение погодных условий. Поэтому каждый водитель должен быть в любой момент готов к предотвращению аварийной ситуации. Одним из обязательных условий готовности является знание общих принципов, которые необходимо соблюдать при экстренном торможении.

  • Даже при экстренном торможении следует постоянно сохранять контроль над автомобилем.
  • Рулевое колесо следует держать обеими руками как можно тверже, чтобы оно не выскользнуло в случае, если автомобиль резко встряхнет или дернет при экстренном торможе нии. В противном случае можно потерять управление автомобилем.
  • Следует предотвращать блокировку колес автомобиля, так как продольный юз колес не уменьшает, а увеличивает остановочный (и тормозной) путь.
  • Не рекомендуется выжимать педаль сцепления во время торможения.
  • Применение ручного (стояночного) тормоза во время движения возможно только в исключительных ситуациях (например, при отказе рабочей тормозной системы), так как при подобном торможении может быть усилен юз задних колес.
  • Тормозить следует плавно, наращивая усилие по мере увеличения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием, или прерывисто (ступенчато), в зависимости от состояния дорожного покрытия.
  • Перед началом торможения следует убедиться, что оно будет безопасно, причем не только с точки зрения возможного заноса, потери контроля над автомобилем и т. д., но и с точки зрения безопасности для идущих сзади автомобилей, ведь экстренное, а особенно резкое, торможение может привести к ДТП. Водитель автомобиля, едущего сзади, не в состоянии угадать, какое именно усилие прилагается к тормозной педали, только по вспыхнувшим стоп-сигналам, и если скорость достаточно велика, а дистанция мала, то столкновение может стать неизбежным. Именно так на дорогах и собираются «поезда» из битых автомобилей.
  • Следует выправлять траекторию движения автомобиля, если при торможении начался занос. При этом необходимо прекратить торможение, осуществить действия, выводящие автомобиль из заноса, и только затем продолжать торможение, если в этом есть необходимость.
  • Если приходится тормозить перед препятствием, то в непосредственной близости от препятствия рекомендуется отпустить педаль тормоза — таким образом разгружается подвеска и по следствия удара оказываются для нее минимальны. Если же быстро прибавить газ, это еще больше разгрузит подвеску.

Безопасные дистанции между автомобилями при движении по дорогам с различным покрытием приведены в табл. 4–8.

Таблица 4. Дистанция безопасности между автомобилями на сухой асфальтированной дороге
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость переднего и заднего автомобилей, км/ч
Дистанция безопасности, м
Впереди — легковой, сзади — легковой
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с гидроприводом тормозов без нагрузки
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с пневмоприводом тормозов с полной нагрузкой
10
6
6
7
20
9
9
10
30
12
13
15
40
15
16
20
50
17
20
26
60
20
24
32
70
23
28
39
80
26
33
47

Таблица 5.
Дистанция безопасности между автомобилями на мокрой асфальтированной дороге
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость переднего и заднего автомобилей, км/ч
Дистанция безопасности, м
Впереди — легковой, сзади — легковой
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с гидроприводом тормозов без нагрузки
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с пневмоприводом тормозов с полной нагрузкой
10
6
6
7
20
9
10
11
30
12
14
17
40
15
18
24
50
17
22
32
60
20
27
41
70
23
32
52
80
27
38
63

Таблица 6.
Дистанция безопасности между автомобилями на сухой грунтовой дороге
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость переднего и заднего автомобилей, км/ч
Дистанция безопасности, м
Впереди — легковой, сзади — легковой
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с гидроприводом тормозов без нагрузки
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с пневмоприводом тормозов с полной нагрузкой
10
6
6
7
20
9
10
11
30
12
13
16
40
15
17
22
50
17
21
29
60
20
26
37
70
23
31
46
80
26
36
51

Таблица 7.
Дистанция безопасности между автомобилями на мокрой грунтовой дороге
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость переднего и заднего автомобилей, км/ч
Дистанция безопасности, м
Впереди — легковой, сзади — легковой
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с гидроприводом тормозов без нагрузки
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с пневмоприводом тормозов с полной нагрузкой
10
6
6
7
20
9
10
12
30
12
14
19
40
15
19
27
50
17
24
37
60
20
29
48
70
23
36
62
80
26
43
76

Таблица 8.
Дистанция безопасности между автомобилями на дороге, покрытой снегом
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость переднего и заднего автомобилей, км/ч
Дистанция безопасности, м
Впереди — легковой, сзади — легковой
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с гидроприводом тормозов без нагрузки
Впереди — легковой, сзади — грузовой или автобус с пневмоприводом тормозов с полной нагрузкой
30
12
15
22
40
15
21
33
50
17
27
47
60
20
34
62
70
23
42
81
80
26
51
102

Следует заметить, что экстремальными условиями является не только предотвращение очевидного ДТП (например, неожиданно появившееся на дороге препятствие) путем экстренного маневрирования. К экстремальным условиям следует отнести и очень высокую скорость движения, и низкий коэффициент сцепления колес с дорожным полотном, и даже реакцию водителя на неожиданную смену дорожной обстановки (вплоть до внезапно начавшегося ливня). Фактически любые действия в подобных условиях должны быть контраварийными. Например, неверно выбранный способ торможения при очень высокой скорости движения может привести к ДТП, так что выбор способа торможения при таких условиях тоже является контраварийным действием, направленным на предотвращение ДТП.

Зачастую в экстренной ситуации приходится применять не один способ торможения, а последовательно несколько (так называемое вариативное торможение, при котором метод торможения
изменяется в зависимости от возникающей ситуации), так как чаще всего в процессе выполнения маневра требуется вносить коррективы в действия, чтобы сохранить управляемость автомобиля и его устойчивость. Если же водитель выбрал единственный способ торможения и применяет его, не обращая внимания на изменяющуюся дорожную ситуацию и реакцию автомобиля на данный способ торможения, то такие действия являются верным путем к ДТП. Всегда следует быть готовым к изменению ситуации и внесению корректив в свои действия, так как универсального способа, пригодного для любой ситуации без исключения, просто не существует.

Водитель-профессионал может прикладывать к педали тормоза до четырех импульсов в секунду — полностью контролируемых, с известными ему последствиями. Спортсмены-автогонщики высокого класса и вовсе успевают выполнить за одну секунду множество действий: осуществить от 11 до 13 манипуляций всеми органами управления автомобилем (тремя педалями, рулевым колесом, рычагом переключения передач), при этом они могут работать правой ногой педалью тормоза с частотой до восьми импульсов в секунду.

Конечно, автогонки — это одно, а обычное вождение автомобиля — совсем другое, однако следует стремиться хотя бы к той скорости манипулирования органами управления автомобилем, которой обладают водители-профессионалы, в частности к тем самым четырем импульсам в секунду.

ВНИМАНИЕ
Одной из проблем водителей является отсутствие навыков экстренного торможения. В результате обычно срабатывает рефлекс, направленный на резкое торможение. Этим страдают не только новички на дороге, но и опытные водители. Дело в том, что обычно применяется стандартный прием торможения, «поставленный» еще в автошколе, — плавное торможение. И так изо дня в день на дороге. Естественно, навыки экстренного торможения, даже если они и были, утрачиваются, перестают быть рефлекторными, а как следствие, не применяются тогда, когда они необходимы. Чтобы
этого не произошло, нужно постоянно тренироваться в экстренном торможении (недаром спецслужбы регулярно проводят переподготовку своих водителей — именно для того, чтобы не были утрачены навыки, в которых нет необходимости каждый день, но без которых нельзя обойтись в экстремальной ситуации).
Как уже неоднократно говорилось, в экстремальной ситуации срабатывают рефлексы, и если не отработана соответствующая рефлекторная реакция, то она и не появится в нужный момент. Обратите внимание на табл. 9.

Таблица 9. Путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, в зависимости от скорости движения
(Балмаков А. И., Звонов В. Ф. Как предотвратить аварию. — Мн.: Полымя, 1986)

Скорость, км/ч
Время реакции водителя, с
0,5
0,8
1,0
1,2
1,5
2,0
10
1,38
2,22
2,77
3,33
4,16
5,55
20
2,78
4,44
5,55
6,66
8,33
11,10
30
4,16
6,68
8,33
9,99
12,46
16,66
40
5,55
8,88
11,11
13,33
16,66
22,22
50
6,94
11,10
13,88
16,66
20,82
27,77
60
8,33
13,33
16,66
19,99
24,99
33,32
70
9,72
15,55
19,44
23,33
29,16
38,88
80
11,11
17,17
22,22
26,66
33,33
44,44
90
12,50
20,00
25,00
30,00
37,50
50,00
100
13,88
22,22
27,77
32,32
41,65
55,54

Очевидно, что при отсутствии нужного рефлекторного навыка тормозной путь будет резко увеличиваться, а за время размышлений о том, какой именно способ торможения следует применить, уже может произойти ДТП и что-либо делать будет поздно.

Возникает закономерный вопрос: какие же именно навыки торможения следует отрабатывать? В первую очередь речь идет о тех способах торможения, которые предназначены именно для экстремальных ситуаций: ступенчатое, прерывистое, комбинированное, торможение левой ногой, торможение методом «газ — тормоз», применение стояночного тормоза. Причем отработка этих навыков должна происходить на различных дорожных покрытиях: на льду, на снегу (укатанный снег, рыхлый снег — это различные покрытия), на сухой асфальтированной дороге, на бетонном покрытии и т. д. Также следует отрабатывать навыки торможения при повороте (на различных дорожных покрытиях!), на неровной дороге, на дороге с изменяющимся дорожным покрытием и т. д., то есть различные варианты, которые только могут встретиться в жизни. Профессиональный водитель имеет в своем арсенале до 10–12 различных ситуационных приемов торможения, которые применяются рефлекторно.

Тренировки помогают прогнозировать поведение автомобиля при применении того или иного способа торможения, причем этот прогноз также делается рефлекторно, обеспечивая максимальную скорость реакции водителя на изменение дорожной обстановки. Например, рефлекс неопытного водителя на экстренную ситуацию — резкое торможение до вдавливания педали тормоза в пол, а рефлекс профессионального водителя прямо противоположен — он сдерживает тормозное усилие, чтобы не возникло блокировки колес. И даже если сначала профессионал допускает ошибку и блокировка колес происходит, он немедленно (следующий рефлекс!) отпускает педаль тормоза, так как прогнозирование ситуации сообщает, что если этого не сделать, то произойдет занос или продольное скольжение, а коррекция тормозного усилия (отпущенная педаль тормоза, подгазовка) позволяет прекратить занос автомобиля на ранней стадии. А при экстренном комбинированном торможении профессиональный водитель вообще ухитряется работать одновременно всеми тремя педалями, рулевым колесом и рычагом переключения передач. И все эти «фигуры высшего пилотажа» достигаются одним путем — упорными тренировками, постоянной наработкой и поддержанием рефлекторных реакций.

Снизить опасность аварийной ситуации можно с помощью опережающих действий. Чем меньше квалификация водителя и ниже его мастерство при выполнении различных управляющих автомобилем действий, тем раньше нужно начинать опережающие действия, в том числе и подготовительные манипуляции. Разумеется, на повышение тормозного эффекта это не влияет, зато дает водителю запас времени для того, чтобы спокойно выполнить необходимые приемы. А так как все происходит в спокойном (почти что штатном) режиме, снижается вероятность грубых ошибок водителя, которые при неопытности всегда возникают во время экстренного торможения.

Опережающие действия производятся не тогда, когда опасность уже возникла, а на основании предвидения водителя о возможности возникновения аварийно-опасной ситуации. Например, при следовании мимо припаркованного вдоль обочины автомобиля, предвидя, что дверь может открыться, водитель начинает предпринимать ряд действий, которые помогают либо избежать опасной ситуации вообще, либо предотвратить ДТП. При этом водитель действует следующим образом: оценив расстояние до «сомнительного» автомобиля, он начинает плавно снижать скорость и, если дверь распахивается, успевает либо просто остановиться при следовании по прямой до того, как снесет дверь, либо произвести маневрирование, чтобы от этой двери увернуться. Если на дорогу выскочил человек (на остановках общественного транспорта такое не редкость), опережающие действия должны быть точно такими же.

Итак, последовательность опережающих действий можно описать следующим образом.

  1. Прекратить подачу газа (убрать давление на педаль газа).
  2. Перенести правую ногу на педаль тормоза и приготовиться к приложению тормозного усилия. Такое действие, произведенное заранее, может сберечь от 2 до 5 метров остановочного пути автомобиля, то есть дает определенный запас дистанции.
  3. Начать прилагать минимальное усилие к педали тормоза (подтормаживание, но еще не полноценное торможение).
  4. Если опасность действительно возникла (распахнулась автомобильная дверца, на дорогу выскочил пешеход, впередиидущий автомобиль внезапно и резко затормозил и т. д.), начать торможение, снижая скорость движения автомобиля до такой, чтобы обеспечить легкую и беспроблемную управляемость автомобиля.
  5. Если же опасность перешла в разряд критических (экстремальных) ситуаций, то следует начать экстренное ступенчатое торможение. При этом обеспечивается минимальный остановочный путь.
  6. Если очевидно, что остановка автомобиля до препятствия невозможна и столкновение произойдет, то торможение следует прекратить, применив вместо него резкое дросселирование (подачу газа, то есть фактически — педаль газа в пол), и начать экстренное маневрирование.
  7. Не забывать производить манипуляции рулевым колесом (опережающее руление) для предотвращения или ликвидации заноса (чаще всего в таких случаях возможно возникновение ритмического заноса).

Все операции, производимые до экстренного ступенчатого торможения, считаются подготовительными к экстренному торможению и маневрированию и выполняются лишь в том случае,
если имеется достаточно времени. Если же существует временной дефицит (водитель не сумел заранее предвидеть возникновение экстремальной ситуации и чужая автомобильная дверца, пешеход, препятствие и т. д. внезапно оказались чуть ли не прямо на капоте), то все подготовительные действия можно опустить, а начинать прямо с основных — экстренного ступенчатого торможения и, если оно неэффективно, экстренного маневрирования (со стабилизацией автомобиля опережающим рулением).
Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям
фаберлик
faberlics.com
посмотрели на студию в Орле http://unicontent-studio.ru