AVTOTUT.RU : Опережающее включение пониженных передач
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Принципы контраварийного вождения
Человеческий фактор
Базовые навыки управления автомобилем
Приемы работы рулевым колесом
Приемы торможения
Торможение в экстремальных условиях
Нетрадиционные приемы торможения
Предотвращение критических ситуаций
Способы прохождения поворотов
Опережающие действия
Заключительная часть
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




Опережающее включение пониженных передач.

Повально распространившаяся экономия топлива привела к тому, что большинство водителей привыклè ездить на повышенных передачах, а на пониженные переходить только тогда, когда двигатель уже практически готов заглохнуть. Подобная манера вождения может привести к весьма печальным последствиям во многих ситуациях. Основная беда в том, что, постоянно пользуясь повышенными передачами, водитель вырабатывает у себя определенный навык управления автомобилем, который срабатывает практически инстинктивно, в том числе и в критических ситуациях. А зачастую именно наличие такого навыка способно сделать совершенно безобидную (при правильном управлении автомобилем) ситуацию критической.

Прочно въевшийся навык переключения передачи на пониженную только при практически полной потере мощности двигателя приводит к критической ситуации при движении на подъем, при обгоне с выездом на реверсивную полосу, при экстренном объезде препятствия, на крутом повороте и т. д.

Рассмотрим, например, ситуацию с обгоном при выезде на полосу встречного движения. Чаще всего перед тем, как начать обгон, приходится «повисеть на бампере» впередиидущего автомобиля, и скорости автомобилей оказываются равны. Неопытный водитель, обладающий дурной привычкой переходить на понижающие передачи только при потере мощности двигателя, так и будет «висеть на бампере», не переключая передачу, до момента начала обгона, а затем все на той же повышенной передаче выскочит на встречную полосу, где и обнаружит, что повысить скорость не получается — двигатель «не тянет», недостаточно мощности. И хорошо, если у него будет возможность спокойно переключить передачи, повысить скорость и завершить обгон с возвращением на свою полосу движения. Часто бывает, что приходится возвращаться на свою полосу, так и не совершив обгон, и вновь «висеть на бампере», причем все на том же. Но может и не повезти до такой степени, что произойдет ДТП с очень тяжелыми последствиями, ведь такой выезд на встречную полосу может закончиться самым тяжелым — лобовым столкновением.

Зато если перед тем, как выходить на встречную полосу, переключить заранее передачу на пониженную и с подгазовкой начинать обгон, то скорость автомобиль набирает гораздо быстрее и сам
маневр осуществляется и завершается быстро, при этом время нахождения на полосе встречного движения минимально.

Преодоление поворота на понижающей передаче считается более безопасным, чем на повышающей (с перекрутом). Дело в том, что при понижающей передаче можно использовать тормозной эффект двигателя, что загружает передние колеса и позволяет противодействовать центробежной силе. Кроме того, это позволяет дозировать торможение при повороте без блокировки колес, а также дает запас мощности и ускорения для того, чтобы преодолеть критическую ситуацию, если она возникнет.

Чаще всего сохранение необходимой мощности двигателя связано именно с опережающим переключением на пониженную передачу, а вовсе не с переключением в тот момент, когда потеря мощности уже произошла. Дело в том, что во время самого переключения теряется от 300 до 2000 об/мин, поэтому если мощность уже потеряна, то при переключении потери будут еще больше. Такое часто случается, к примеру, при движении на подъем: подъем начинается на скорости 60 км/ч на пятой
передаче, но буквально сразу же водитель обнаруживает, что двигатель «не тянет». Он старательно «топит» педаль газа в пол, а скорость продолжает падать, затем следует переключение на четвертую передачу и… двигатель вновь «не тянет»! А все дело в том, что переключение запоздало, во время переключения произошли дополнительные потери мощности и требуется уже третья, а то и вторая передача (в зависимости от крутизны подъема), чтобы восстановить мощность двигателя. Но если перед началом подъема переключиться на пониженную передачу, на ту же четвертую, и выполнить опережающее дросселирование, то никаких проблем не будет, автомобиль совершенно спокойно и легко преодолеет подъем.

Существует прием, позволяющий восстановить мощность двигателя на подъеме без перехода на очень низкие передачи (в приведенной выше ситуации при использовании этого приема достаточно было бы переключения на четвертую передачу). Этот прием — перегазовка, которая выполняется при выжатом сцеплении и максимальной подаче топлива. Выполняется данный прием следующим образом. Если при движении на повышенной передаче на подъем автомобиль не реагирует ускорением на усилие, приложенное к педали газа, то следует продолжать усилие (педаль газа — в пол) и медленно выжать педаль сцепления — при этом произойдет резкое увеличение частоты вращения коленвала двигателя. Вот тут то и включается пониженная передача, но педаль сцепления все еще удерживается в выжатом состоянии, и только когда достигнута максимальная частота вращения коленвала, можно плавно отпустить педаль сцепления. Цель будет достигнута — мощность двигателя восстановится и автомобиль двинется с ускорением.

ПРИМЕЧАНИЕ
Прием перегазовки при выжатом сцеплении и максимальной подаче топлива будет работать только тогда, когда он применяется с опережением, то есть до полной потери мощности двигателя.                                                                           


Необходимо знать, что не во всех ситуациях имеется достаточно времени, чтобы переключать передачи с повышенной на пониженную в стандартной последовательности, одну за другой.

В критической ситуации иногда приходится переключаться на пониженные передачи с пропуском последовательности (например, с пятой на третью, с четвертой на вторую). Такое переключение обычно делается для выполнения экстренного маневра, чтобы создать запас мощности двигателя.

Переключение с пропуском последовательности лучше выполнять так же, как вышеописанный маневр для подъемов, то есть с перегазовкой и задержкой сцепления. Перегазовка позволяет избежать блокирования ведущих колес при включении сцепления, а задержка сцепления смягчает динамический удар.

Таким способом переключения на пониженные передачи пользуются при выносе автомобиля на реверсивную полосу или выбросе на обочину. Преодоление центробежной силы осуществляется с помощью мощности двигателя, но автомобиль при этом должен быть развернут передней частью внутрь поворота.

Переключение передач с пропуском последовательности используется и для создания вращательного момента (скольжение задней оси автомобиля), чтобы перевести автомобиль в управляемый занос (для предотвращения опрокидывания) (рис. 84).

Переключение на пониженную передачу с пропуском последовательности на заднеприводном автомобиле для входа в управляемый занос
Рис. 84. Переключение на пониженную передачу с пропуском последовательности на заднеприводном автомобиле для входа в управляемый занос

В случае если автомобиль переднеприводный, такое включение пониженной передачи может быть опасным, если не контролировать тягу двигателя — пробуксовка колес может спровоцировать их снос и вынос автомобиля с траектории. Зато на дороге с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием пробуксовка (если уметь ею воспользоваться) помогает прекратить занос и способствует стабилизации автомобиля.

В обычном режиме вождения переключение передач на пониженные с пропуском последовательности используется для ускорения после длительного торможения на прямой передаче, перед сложным участком разбитой дороги, для разгона после крутого поворота, перед крутым подъемом или спуском на грунтовой дороге.

Также этот прием в некоторых условиях может быть использован в качестве «тормоза», о чем уже говорилось ранее.

Если коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием низкий (скользкая дорога), то переключение на низшие передачи позволяет сохранить устойчивость автомобиля. Как известно, на такой дороге резкие действия противопоказаны, они мгновенно вызывают критический занос, ритмический занос или неуправляемое вращение. Не слишком опытные водители провоцируют подобные ситуации торможением с помощью рабочей тормозной системы, что приводит сначала к неуправляемому боковому или продольному скольжению, а уж затем следует критический занос и неуправляемое вращение.

Переход на низшие передачи позволяет избежать всех этих проблем: либо подгазовкой, либо торможением двигателем (без блокировки колес) регулируется и контролируется устойчивость автомобиля; повышение тяги на ведущих колесах позволяет регулировать угол заноса (заднеприводнîй автомобиль) и угол сносапередней оси (переднеприводный автомобиль). Кроме того, создается запас мощности, который позволяет преодолеть критические ситуации при вращении или выбросе автомобиля на обочину.

Правда, есть небольшая проблема: когда автомобиль уже вот-вот потеряет управляемость, переключение передачи может привести к потере устойчивости. И в то же время, если передачу не переключить, с критической ситуацией однозначно справиться невозможно — замкнутый круг! Чтобы справиться с этой «неразрешимой» проблемой, достаточно выполнить последовательность действий, которые позволяют сохранить устойчивость автомобиля при переключении на низшую передачу (рис. 85):
  • правая рука перемещается на рычаг переключения передач, левая рука продолжает манипуляции рулевым колесом для стабилизации автомобиля. Одновременно продолжается подгазовка (полностью прекращать подгазовку нельзя, хотя бы минимально, но требуется поддерживать подачу топлива);
  • мягко и плавно выжимается педаль сцепления, и одновременно включается понижающая передача с задержкой (то есть не рывком на нужную передачу, а через проход «нейтрали», а уж затем — низшая передача). Во время задержки выполняется перегазовка, что позволяет поднять обороты двигателя(исключаются разгонный или тормозной импульс на ведущих колесах).

Сохранение устойчивости автомобиля при переключении на пониженную передачу на скользкой дороге
Рис. 85. Сохранение устойчивости автомобиля при переключении на пониженную передачу на скользкой дороге

Задержка при включении сцепления позволяет компенсировать ошибки в точности перегазовки.
Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям
электроизгородь купить
olli-yug.ru
Сдать металлолом цены Киевская область и Киев. Металлолом цена большой магазин .
promindustry.com.ua
Кран манипулятор - эвакуация и перевозка станков и деревьев
multi-rent.ru