ПДД. Комментарии, разъяснения, ответственность / Общие обязанности водителей
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
ПДД (ред. 2011)
ПДД с примерами и иллюстрациями
ПДД. Комментарии и ответственность
ПДД за рубежом
Дорожные знаки (ред.2011)
Таблица штрафов
Таблица штрафов (ред. 2011)
Дорожная разметка (ред. 2011)
Штрафы: тонкости и советы
Перечень неисправностей (ред. 2011)
Допуск ТС к эксплуатации (ред. 2011)
Освидетельствование на опьянение
КОАП РФ
Первая медицинская помощь
Цифровые коды регионов России
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




2. Общие обязанности водителей


2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

  •        водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
  •       регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  •        документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  •        в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  •        страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
  •        в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнем безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Комментарий

В рассматриваемой главе установлены общие обязанности водителя. В п. 2.1 содержатся две обязанности водителя любого механического транспортного средства. В соответствии с п. 2.1.1 любой водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки следующие документы.

1.        Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение.

На территории Российской Федерации выдаются национальные и международные водительские удостоверения. Образцы их бланков утверждены Приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. № 120(СНОСКА 1), от 28 сентября 1998 г. № 603(СНОСКА 2). Международное водительское удостоверение, выданное на территории РФ, не является документом, дающим право на управление транспортным средством при движении по территории РФ.

(СНОСКА 1: Зарегистрирован в Минюсте России 22 февраля 1999 г., регистрационный № 1713.)

(СНОСКА 2: Зарегистрирован в Минюсте России 19 ноября 1998 г., регистрационный № 1648.)

Кроме того, на территории Российской Федерации действуют два вида национальных водительских удостоверений (бланк № 1 и бланк № 2).

Бланк № 1 водительского удостоверения размером 148 х 105 мм изготавливается типографским способом на специальной бумаге с водяными знаками «RUS» по всему полю. В бумагу вкраплены видимые красные и невидимые (светящиеся в ультрафиолетовых лучах) волокна. В правом нижнем углу предусмотрена рамка размером 30 х 40 мм для внесения фотографии владельца удостоверения. Поле бланка покрыто розовой защитной сеткой. При изготовлении бланка используются специальные краски, орловский способ печати, шрифт госзнака, отдельные элементы наносятся краской, светящейся в ультрафиолетовых лучах. После заполнения бланка в ГИБДД водительское удостоверение складывается по ширине и с целью защиты от подделок покрывается специальной пленкой (ламинируется).

Бланк № 2 изготавливается на базе комплексных автоматизированных систем изготовления и учета водительских удостоверений на специальной синтетической бумаге розового цвета с защитной сеткой. В левом нижнем углу располагается цветная фотография. Размер удостоверения — 85 х 55 мм. Все реквизиты и текстовая информация на лицевой стороне, в том числе порядковый номер, заполняются на печатающем устройстве ЭВМ. МВД, ГУВД, УВД каждого субъекта РФ устанавливает серию водительского удостоверения самостоятельно, при этом она не должна совпадать с серией удостоверений образца № 1. Категории транспортных средств, на право управления которыми выдано разрешение, проставляются в графоклетках рядом с номером водительского удостоверения. Остальные графоклетки гасятся звездочками.

В графе «Дата и место рождения» указываются число, месяц (по 2 цифры), год рождения (4 цифры) и место рождения. В графах «Дата выдачи» и «Действительно до» проставляется число, месяц (по 2 цифры) и год (4 цифры) выдачи и окончания срока действия удостоверения.

Если владельцу водительского удостоверения по медицинским показаниям разрешено управлять транспортными средствами только в очках, то и на фотографии он должен быть изображен в очках.

В водительское удостоверение печатающим устройством ЭВМ вносится шестигранный штамп, включающий аббревиатуру «ГИБДД», выше которой 2 цифры обозначают код (номер) автоматизированной системы, а ниже — код (номер) сотрудника ГИБДД, выдавшего удостоверение. На обратной стороне удостоверения нанесена расшифровка категорий транспортных средств, разрешение на право управления которыми оно дает.

С целью защиты от подделок водительское удостоверение покрывается специальной пленкой (ламинируется). Отдельные элементы и надписи наносятся краской, светящейся в ультрафиолетовых лучах. Аналогичной краской наносятся символы «RUS» на лицевой стороне удостоверения в районе фотографии и на обратной стороне по всему полю.

Необходимо отметить, что правомерность данного пункта была предметом судебного разбирательства. Рассмотрим Решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2000 г. № ГКПИ2000-1295 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительным подпункта 2.1.1 пункта 2.1 «Правил дорожного движения Российской Федерации». Спор затрагивал комментируемые положения в части возложения обязанности на водителя механического транспортного средства иметь при себе временное разрешение на право управления транспортным средством. Заявитель считал, что водитель не должен иметь при себе двух документов.

Суд сделал следующие выводы. Временное разрешение позволяет водителю реализовать свое право на управление транспортными средствами до решения вопроса об ответственности за совершенное правонарушение. Таким образом, действующее законодательство предусматривает наличие у водителя наряду с водительским удостоверением временного разрешения на право управления транспортными средствами, и доводы заявителя о том, что обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе временное разрешение установлена только подп. 2.1.1 п. 2.1 «Правил дорожного движения Российской Федерации», являются неправомерными. Это ни в коей мере не нарушает права гражданина на управление транспортными средствами, предусмотренные ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»(СНОСКА);

(СНОСКА: В ред. Федеральных законов от 2 марта 1999 г. № 41-ФЗ, от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.)

1.        Регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на него.

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативно-правовыми актами МВД России. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

  •             изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на 6 месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством РФ;
  •             юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, предназначенные для продажи;
  •             конструкция которых или внесенные в нее изменения не соответствуют требованиям действующих в РФ правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
  •             ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации;
  •             при невыполнении иных требований, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»(СНОСКА) находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

(СНОСКА: В ред. Федеральных законов от 2 марта 1999 г. № 41-ФЗ, от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ.)

При государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:

  •             проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативно-правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  •             контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;
  •             предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
  •             выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
  •             государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
  •             контроль выполнения владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;
  •             формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту их регистрации (временной регистрации). Транспортные средства должны проходить ГТО со следующей периодичностью:

            легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — каждые 6 месяцев;

            легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также мототранспортные средства (за исключением указанных в подп. 1 и 4):

  • зарегистрированные в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, — через 36 месяцев;
  • с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 24 месяца;
  • с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 12 месяцев;
  •   грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1) — каждые 12 месяцев;
  •  транспортные средства, на которые в соответствии с законодательством РФ разрешена установка специальных сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1), — каждые 12 месяцев.

Сроки исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.

Лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании (далее — собственники (представители собственников)), обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Госавтоинспекции, а впоследствии — в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Госавтоинспекцией в соответствии с указанной периодичностью и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) срок представления транспортного средства на первый государственный технический осмотр продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

1.        Документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на него — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца. Таким документом является паспорт транспортного средства.

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г.(СНОСКА) сделан вывод о том, что, так как согласно подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством в случае управления им в отсутствие владельца, Правила допускают возможность передачи управления автомобилем другому лицу без письменного оформления доверенности в присутствии собственника или иного законного владельца.

(СНОСКА: Бюллетень Верховного Суда РФ, 2006. — № 5.)

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицо, управляющее автомобилем без письменной доверенности при наличии водительского удостоверения данной категории, но в присутствии его собственника или иного законного владельца, использует транспортное средство на законном основании.

Еще один вывод состоит в том, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством), является лицо, управлявшее автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия, а не собственник или иной законный владелец.

1.        В установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

Различается несколько видов путевых листов. Форма данных документов и порядок их применения утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Путевой лист строительной машины. Применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляют диспетчер, механик, машинист. Результаты ее работы и простоев отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. Рекомендуется применять коды простоев, приведенные к форме № ЭСМ-1. Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

Путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на 1 день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более 1 суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист специального автомобиля является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и основанием для начисления водителю заработной платы. Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков и действительна только на 1 день (смену). Выписывается в одном экземпляре диспетчером или лицом, на то уполномоченным, и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа. В путевом листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Раздел «Результаты работы автомобиля» заполняется лицами, отвечающими за эту работу. В раздел «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, указанного в разделе «Задание водителю», сведения о сопровождающих лицах и т. п. Отрывные талоны путевого листа заполняются организацией, которой принадлежит спецавтомобиль, и служат основанием для предъявления счета заказчику.

Путевой лист легкового такси является первичным документом по учету работы легкового такси и основанием для начисления заработной платы водителю. Выписывается в 1 экземпляре диспетчером организации и выдается водителю. Должен иметь порядковый номер, дату выдачи, штамп организации, которой принадлежит легковое такси. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую.

Путевые листы грузового автомобиля (имеется 2 формы) являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов. Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение 1 рабочего дня (смены) водителя. Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления ему счета организацией — владельцем автотранспорта. К счету прилагают соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации — владельце автотранспорта, в нем повторяются записи о времени работы автомобиля у заказчика, которые служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на то уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации — владельца автотранспорта и заказчики. Путевые листы по формам № 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на 1 рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

В выданном путевом листе должны обязательно присутствовать дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа. Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Путевой лист автобуса является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания для водителей записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.

Путевой лист автобуса необщего пользования является основным первичным документом учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров. Форма выписывается в 1 экземпляре диспетчером и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа. Путевой лист действителен только на 1 день или смену. В документе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автобус. Он оформляется только для выполнения заказа одной организации. Раздел «Результат работы автобуса» заполняется при обработке путевых листов лицами, отвечающими за эту работу.

Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637 утверждено Положение «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»(СНОСКА). В соответствии с данным документом лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

(СНОСКА: СЗ РФ от 6 ноября 2006 г., № 45, ст. 4711.)

Согласно п. 11 названного Положения одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.

Формы бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска утверждены Приказом Минтранса РФ от 22 ноября 2004 г. № 36(СНОСКА).

(СНОСКА: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 52, 27 декабря 2004 г.)

1.        Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(СНОСКА) владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств за некоторыми исключениями. Так, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

(СНОСКА: В ред. Федеральных законов от 23 июня 2003 г. № 77-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, от 21 июля 2005 г. № 103 ФЗ, от 25 ноября 2006 г. № 192-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П.)

  •             транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
  •             транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;
  •             транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности указанных организаций;
  •             транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.

Кроме того, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с указанным Федеральным законом иным лицом (страхователем).

Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(СНОСКА) утверждены эти правила, приложением к ним является форма полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

(СНОСКА: В ред. Постановлений Правительства РФ от 28 августа 2006 г. № 525, от 18 декабря 2006 г. № 775, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10 июля 2006 г. № ГКПИ06-529.)

Все документы, о которых идет речь в комментируемом пункте Правил, необходимо предъявлять исключительно сотрудникам милиции, а не всем лицам, уполномоченным регулировать дорожное движение.

Дорожным движением, помимо сотрудников милиции, могут управлять также сотрудники военной автоинспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде или паромной переправе (п. 1.2 Правил, термин «Регулировщик»). Следовательно, сотрудникам военной автоинспекции, работникам дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожных переездах и паромных переправах водители не обязаны передавать документы, хотя все распоряжения этих лиц по порядку дорожного движения для водителей обязательны.

1.        В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения регулируются Конвенцией ООН «О дорожном движении», принятой 8 ноября 1968 г. в Вене, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. и вступившей в силу 21 мая 1977 г. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конвенции пользователи дорог должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу. Часть 5 ст. 8 Конвенции предусматривает, что водитель должен быть всегда в состоянии управлять своим транспортным средством, а пунктом d раздела «Общие положения» Приложения к Конвенции № 5 «Технические условия, касающиеся автомобилей и прицепов» установлено, что конструкция и оборудование автомобилей и прицепов должны по возможности обеспечивать уменьшение опасности для их пассажиров и других пользователей дороги в случае дорожно-транспортного происшествия. Исходя из изложенного вторая обязанность водителя механического транспортного средства состоит в том, что он должен при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При этом обучающий может не пристегиваться ремнями, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности; при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Перечень оперативных служб устанавливается Правительством РФ.

Данная обязанность была предметом судебного разбирательства. Заявитель указывал на то, что ремни на безопасность других участников движения не влияют; создают неудобства при движении — в частности, самозатягивающиеся ремни давят на грудь; государство не принимает на себя обязанности по компенсации расходов на лечение пострадавших.

Однако суд не согласился с приведенными доводами и отметил: то обстоятельство, что автомобильные ремни безопасности являются наиболее действенным техническим приспособлением, обеспечивающим безопасность пассажиров транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии, является общеизвестным фактом.

Как указал суд, доводы заявителя о том, что возложение на водителя транспортного средства обязанности пользоваться ремнями безопасности самому и требовать этого от других пассажиров незаконно ограничивает право водителя свободно пользоваться своим автомобилем, обоснованными быть признаны не могут. Поскольку эксплуатация транспортных средств связана с повышенной опасностью для окружающих, Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий предусмотрены отдельные ограничения свободы использования транспортных средств их владельцами во время дорожного движения.

Кроме того, доводы заявителя о том, что ремни безопасности мешают водителю управлять автомобилем, не были признаны обоснованными потому, что при правильной эксплуатации ремней по их техническим характеристикам препятствий в управлении транспортным средством возникать не должно. Если водителя не устраивают самозатягивающиеся ремни безопасности, никаких препятствий для замены их на обычные нет.

Довод заявителя о том, что использование ремней безопасности является личным делом водителя, также был признан необоснованным потому, что во время движения лицо, управляющее транспортным средством, отвечает не только за свою безопасность, но и за безопасность других лиц, как принимающих участие в дорожном движении, так и не имеющих к нему отношения. Прежде всего это относится к пассажирам участвующего в дорожном движении транспортного средства, за вред, причиненный жизни и здоровью которых, водитель несет ответственность без вины (ст. 1079 ГК РФ).

Таким образом, правомерность данной обязанности была подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 26 августа 1998 г. № ГКПИ98-357 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным пункта 2.1.2 «Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

  •        иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
  •        иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

Комментарий

Комментируемый пункт отражает обязанности водителя механического транспортного средства, участвующего в международном дорожном движении. Они заключаются в следующем.

  •       Иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на него) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении.

Конвенция о дорожном движении 1968 г. установила, что каждое подписавшее ее государство считает действительным на своей территории любое действующее национальное водительское удостоверение, если оно составлено на национальном языке этой страны либо имеет заверенный перевод. Такое удостоверение на территории другого государства действует для указанных в нем категорий транспортных средств.

В Российской Федерации образец бланка международного водительского удостоверения утвержден приказом МВД РФ от 28 сентября 1998 г. № 603. Оно выдается при предъявлении водительского удостоверения, действующего на территории России, и срок его действия не может превышать 3 лет. Кроме того, международное удостоверение для жителей РФ недействительно внутри страны. Управление транспортными средствами для граждан РФ в границах России разрешено только при наличии национальных водительских удостоверений.

  •        Иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на нем) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 г. № 282 «O государственных регистрационных знаках транспортных средств» введены в использование следующие типы регистрационных знаков:

            тип 1 — с трехзначным кодом региона регистрации (вводится в дополнение к регистрационным знакам типа 1 с двузначным кодом региона регистрации) для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов, кроме отнесенных к типу 1Б;

            тип  — для легковых автомобилей должностных лиц по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (особые государственные регистрационные знаки);

            тип 1Б — для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более 8 человек (кроме случаев, если указанные перевозки осуществляются для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), и автобусов;

            тип 19 — для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств, окончательно выезжающих за пределы Российской Федерации, а также иных случаев, определяемых Министерством внутренних дел РФ;

            тип 20 — для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов, принадлежащих органам внутренних дел;

            тип 21 — для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов, принадлежащих органам внутренних дел;

            тип 22 — для мотоциклов, принадлежащих органам внутренних дел.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах.

7.14

Кроме того, он обязан предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами РФ.

2.3. Водитель транспортного средства обязан.

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2.3.2. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

  •        сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  •        медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

Комментарий

В соответствии с п. 2.3 Правил любой водитель транспортного средства обязан:

Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В ряде случаев данная обязанность несет в себе элементы доказательной презумпции и является основанием для наложения ответственности за причинение вреда транспортным средством на его владельца.

В соответствии с комментируемым пунктом Правил запрещается движение:

  •             при неисправности рабочей тормозной системы;
  •             при неисправности рулевого управления;
  •             при неисправности сцепного устройства (в составе автопоезда);
  •             при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток в условиях недостаточной видимости;
  •             при не действующем стеклоочистителе со стороны водителя во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Таким образом, Правила разделяют неисправности транспортных средств на две группы. Первая включает в себя те неисправности, при которых запрещается движение транспортных средств. Ко второй относятся неисправности, при наличии которых запрещается использование транспортных средств, но не запрещается их движение. При обнаружении таких неисправностей (они приведены в приложении к Основным положениям) водитель должен устранить их на месте, а если это невозможно, то следовать к месту ремонта или стоянки, соблюдая меры предосторожности.

Кроме того, любой водитель обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения; в установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов.

Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. К таким критериям относятся следующие:

  •             запах алкоголя изо рта;
  •             неустойчивость позы;
  •             нарушение речи;
  •             выраженное дрожание пальцев рук;
  •             резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  •             поведение, не соответствующее обстановке;
  •             наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг — как непосредственно в учреждениях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается освидетельствование фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в соответствующем акте, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Один экземпляр выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй хранится в соответствующей организации. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов этих исследований. Подлинник результатов, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в этот орган по почте.

В соответствии с Правилами медицинского освидетельствования состояния опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов Министерством здравоохранения РФ издан приказ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Предоставлять транспортное средство:

  •             сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  •             медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах, — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом — свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Комментарий

Согласно п. 2.4 Правил, право останавливать транспортные средства предоставлено регулировщикам, а грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных знаком 7.14 контрольных пунктах, — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Напомним, что к регулировщикам относятся лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно его осуществляющее. Они должны быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении должностных обязанностей.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обеспечивает организационно-методическое сопровождение и проверку деятельности капитанов портов по осуществлению контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту. Ее работники также должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Правила предписывают лицам, обладающим правом остановки транспортного средства, предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  •       немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  •       принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  •        освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  •        сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Комментарий

Пункт 2.5 Правил отражает обязанности водителя в случае дорожно-транспортного происшествия:

  •        немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
  •        включить аварийную световую сигнализацию;
  •        выставить знак аварийной остановки. Он устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов;
  •        не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  •        принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим;
  •        вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  •        освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда;
  •        сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Кроме того, обязанности водителей в случае дорожно-транспортного происшествия указаны в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При наступлении страхового случая они обязаны заполнить предусмотренные этим законом документы.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

Комментарий

Согласно п. 2.6 Правил, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося, если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, могут, предварительно составив схему и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для дальнейшего документального оформления происшествия.

Схема служит для того, чтобы зафиксировать примерное взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно дороги и предполагаемого места столкновения с указанием требуемых замеров (размеров). Главное в данном случае — правильно оформить схему дорожно-транспортного происшествия. На ней следует указать наиболее важные моменты механизма ДТП:

  •        расположение ТС;
  •        точки, места столкновения;
  •        следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т. д.;
  •        препятствия на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т. д.);
  •        отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении, и т. д.;
  •        освещенность трассы;
  •        состояние погоды;
  •        профиль пути;
  •        расположение других автомашин на проезжей части.

При составлении схемы целесообразно зафиксировать обстоятельства, относящиеся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где имело место происшествие, а также общее состояние дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия.

Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте происшествия и облегчить дальнейшее расследование.

2.7. Водителю запрещается:

  1.        управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  2.        передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  3.       пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  4.        употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  5.        управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
  6.        пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Комментарий

Пункт 2.7 содержит перечень действий, которые запрещаются водителю. Их можно условно разделить на три группы. К первой относятся запреты на употребление алкогольных напитков и наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ. Так, водителям транспортных средств запрещается:

  •       управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  •        передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов;
  •        употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому они причастны, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от освидетельствования.

Вторая группа запретов призвана не допустить к управлению транспортными средствами человека в болезненном или утомленном состоянии:

  •        управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами РФ;
  •        под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  •        передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения кроме случаев обучения вождению.

Третья группа запретов относится непосредственно к самому процессу движения:

  •        пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них;
  •        пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

За нарушение данных запретов на водителя может быть наложена административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям
Купить полис осаго дешево
Покупка Полиса ОСАГО в РОСГОССТРАХ. Быстро и удобно. Рассчитайте сейчас
диагностическаякарта.рф
Гладильная система Comfort Vapo Europa
Инструкции по эксплуатации гладильных систем. Бытовые гладильные системы
damadoma.ru