ПДД. Комментарии, разъяснения, ответственность / Общие положения
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
ПДД (ред. 2011)
ПДД с примерами и иллюстрациями
ПДД. Комментарии и ответственность
ПДД за рубежом
Дорожные знаки (ред.2011)
Таблица штрафов
Таблица штрафов (ред. 2011)
Дорожная разметка (ред. 2011)
Штрафы: тонкости и советы
Перечень неисправностей (ред. 2011)
Допуск ТС к эксплуатации (ред. 2011)
Освидетельствование на опьянение
КОАП РФ
Первая медицинская помощь
Цифровые коды регионов России
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




1. Общие положения


1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Комментарий

Первая глава Правил посвящена общим положениям. В соответствии с п. 1.1 Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Однако здесь стоит оговориться. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090(СНОСКА). По действующей в РФ иерархии нормативно-правых актов главенствующее положение отведено Конституции РФ, затем следуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, а уже только после этого постановления, принимаемые Правительством РФ.

(СНОСКА: В ред. постановлений Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 3, от 31 октября 1998 г. № 1272, от 21 апреля 2000 г. № 370, от 24 января 2001 г. № 67, от 21 февраля 2002 г. № 127, от 28 июня 2002 г. № 472, от 7 мая 2003 г. № 265, от 25 сентября 2003 г. № 595, от 14 декабря 2005 г. № 767, от 28 февраля 2006 г. № 109.)

В связи с этим под другими нормативно-правовыми актами должны пониматься акты органов власти нижестоящего уровня по отношению к Правительству РФ. Кроме того, необходимо учитывать и положения ст. 74 Конституции РФ о том, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. 

  В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4 указанной статьи, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

  •        Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  •        Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
  •       Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
  •        Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении положения о сопровождении транспортных средств автомобилями государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации и военной автомобильной инспекции».
  •        Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации».
  •        Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» и др.

 1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначаемая знаками 2.1, 2.3.1–2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобные) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1–5.26.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная транспортная колонна» — группы из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.


Комментарий

В п. 1.2 дается трактовка терминов, используемых в Правилах.

Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1.

5.1

На автомагистрали для каждого направления движения имеются проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением). Помимо этого, она не пересекается на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Для отнесения дороги к автомагистралям все отмеченные признаки должны присутствовать одновременно.

На автомагистралях установлен особый скоростной режим: легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т разрешено движение со скоростью не более 110 км/ч.

На автомагистралях запрещается:

  •        движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам или по состоянию менее 40 км/ч;
  •        движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
  •        остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11;
  •        разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
  •        движение задним ходом;
  •        учебная езда.

При вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали водитель должен обозначить транспортное средство и принять меры к тому, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

Автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). К автопоездам относятся автомобили (тягачи), то есть механические транспортные средства с полуприцепом, одним или несколькими прицепами, присоединяемыми тягово-сцепными или опорно-седельными устройствами. Чаще всего прицепные звенья имеют общие с автомобилем тормозную систему и электрооборудование. Опознавательный знак «Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм, — должен быть установлен на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также сочлененных автобусах и троллейбусах.

Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ указанный возрастной ценз может снижаться, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений.

Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех для пешеходов. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 человек. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. Водителям велосипеда запрещается:

  •        ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  •        перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  •        перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  •        двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  •        поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства вследствие:

  •        его технической неисправности;
  •        опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира);
  •        появления препятствия на дороге.

В данном случае речь идет о непреднамеренном прекращении движения, так как во всех перечисленных в определении случаях водитель будет вынужден прекратить движение даже в тех местах, где согласно Правилам остановка запрещена. Тогда водитель обязан включить на транспортном средстве аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1–2.3.7 или 5.1.

2.1

2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.3.4. - 2.3.7.


Главной является дорога:

  •        по отношению к пересекаемой (примыкающей) или с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т. п.) по отношению к грунтовой;
  •        любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Водители транспортных средств, находящихся на главной дороге, имеют преимущество, находящиеся на второстепенной дороге уступают. Стоит учитывать, что наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. Кроме того, в местах, где порядок проезда перекрестка водители определяют по сигналам светофора или регулировщика (регулируемые перекрестки), понятия главной и второстепенной дороги не используются, даже если там установлены соответствующие знаки.

Отметим, что пересечение дорог, имеющих твердое покрытие, либо пересечение, образованное дорогами, имеющими только грунтовое покрытие, при отсутствии на них знаков 2.1, 2.3.1–2.3.3 или 5.1 считается равнозначным.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Она включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Автомобильные дороги разделены на 5 категорий.

К I и II категориям отнесены дороги, имеющие капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальто- или цементобетон), по которым возможно движение колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т. Они имеют широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные продольные уклоны (3–4 %), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины; обеспечивают высокую пропускную способность, а также круглосуточное и круглогодичное движение. К дорогам I и II категорий отнесены автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении, а также двухполосные дороги с одной полосой для движения в данном направлении. Для дорог I категории, проходящих по равнинной местности, расчетная скорость движения — 150 км/ч, для дорог II категории — 120 км/ч.

К III категории причислены дороги с облегченным усовершенствованным покрытием (дегтебетон, битумоминеральные смеси), предназначенные для движения по ним всех колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т, но с меньшей интенсивностью. Полоса движения может быть заужена до 3,5 м, допускаются уклоны до 5 %, радиусы кривых в плане могут быть уменьшены до 400 м. Расчетная скорость для дорог III категории, проходящих по равнинной местности, составляет 100 км/ч, а для дорог, проходящих по пересеченной местности, — 80 км/ч.

Дороги IV категории — имеющие основание, легко размягчаемое грунтовыми водами, и неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на осевую нагрузку до 6 т. Ширина полосы движения не превышает 3 м, величина максимальных продольных уклонов может составлять 6 %, а минимальные радиусы поворотов — всего 250 м. На таких дорогах зимой даже после уборки допускается наличие слоев снега и льда. Расчетная скорость для дорог IV категории, проходящих по равнинной местности, составляет 80 км/ч, а для проходящих по пересеченной местности — 60 км/ч.

Дороги V категории — дороги без покрытия, проложенные по естественному грунту.

В настоящее время продолжает действовать государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221). Приведем некоторые положения данного документа.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами скоростью. Проезжая часть дорог и улиц городов и других населенных пунктов, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 80 см и глубине — 5 см. Коэффициент сцепления покрытия, измеренный прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83), должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами скоростью и составлять не менее 0,3 при измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора.

На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части должен быть убран в лотки или на разделительную полосу и сформирован в виде валов с разрывами на ширину 2,0–2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Формирование снежных валов не допускается:

  •        на пересечениях всех дорог и улиц на одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
  •        ближе 5 м от пешеходного перехода;
  •        ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
  •        на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
  •        на тротуарах.

Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение их крышек относительно уровня покрытия более чем на 2,0 см. Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение их решеток относительно уровня лотка более чем на 3,0 см. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть произведена в течение не более 3 ч.

Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов.

Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки — с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением. Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 % площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает изложенным требованиям, а также иным требованиям указанного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Хочется также сказать несколько слов о таком больном для нашего общества вопросе, как платные автомобильные дороги. В соответствии с недавно принятым Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты:

  •        в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов, — только в случае строительства или реконструкции указанных автомобильных дорог, в том числе на основе концессионных соглашений;
  •        в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных в границах населенных пунктов, — только в случае строительства указанных автомобильных дорог, в том числе на основе концессионных соглашений;
  •        в отношении частных автомобильных дорог общего пользования.

Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе принимается:

  •        Правительством РФ в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения;
  •        высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
  •        органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения;
  •        собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги.

Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения на платной основе должно быть принято после утверждения проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и до получения разрешения на строительство, причем не ранее чем за 60 дней до дня начала ее эксплуатации в таком режиме. В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

  •        начальный и конечный пункты автомобильной дороги;
  •        перечень пересечений автомобильной дороги с другими дорогами и примыканий к другим дорогам;
  •        технические характеристики автомобильной дороги;
  •        протяженность автомобильной дороги;
  •        маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильной дороги, где возможен альтернативный бесплатный проезд;
  •        срок использования автомобильной дороги на платной основе.

Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения на платной основе в течение 30 дней со дня его принятия должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном соответственно для опубликования нормативно-правовых актов РФ, нормативно-правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также размещено соответственно на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, официальном сайте субъекта РФ, официальном сайте муниципального образования. В случае отсутствия официального сайта муниципального образования решение должно быть размещено на официальном сайте субъекта РФ в установленный срок бесплатно.

Решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования на платной основе в течение 30 дней со дня его принятия должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также размещено на официальном сайте муниципального образования. В случае отсутствия официального сайта у муниципального образования решение должно быть размещено на официальном сайте субъекта РФ в установленный срок.

Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, что возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги. Протяженность автомобильных дорог, их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в 3 раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если:

  •        более 50 % протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы;
  •        строительство платной автомобильной дороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается Правительством РФ.

Альтернативный бесплатный проезд должен быть обеспечен в течение всего срока использования платной автомобильной дороги, указанного в соответствующем решении.

Пользователь платной автомобильной дороги осуществляет проезд по ней на основании договора с ее владельцем или, в случае ее использования на основе концессионного соглашения, — с концессионером. Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда. Владелец платной автомобильной дороги, концессионер не вправе оказывать предпочтение одному пользователю перед другими в отношении заключения договора, упомянутого выше, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отказ владельца платной автомобильной дороги, концессионера от заключения с пользователем указанного договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается.

Владелец платной автомобильной дороги или концессионер — в случае ее использования на основе концессионного соглашения — обязан:

  •        обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге при условии соблюдения предусмотренного скоростного режима;
  •        устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию платной автомобильной дороги;
  •        обеспечивать пользователей платной автомобильной дороги информацией о стоимости проезда транспортных средств, оказываемых услугах, порядке, формах и системе их оплаты, перечне услуг, входящих в стоимость проезда транспортных средств по такой автомобильной дороге, и порядке оказания таких услуг.

Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, методика расчета и максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Владелец или концессионер устанавливают размер платы за проезд, который не должен превышать установленный максимум. При этом он устанавливается равным для всех пользователей платной автомобильной дороги в отношении транспортных средств одной категории.

От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам освобождаются:

  •        транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного, а также автобусов, осуществляющих междугородные и международные перевозки);
  •        специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  •        транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
  •        иные категории пользователей платных автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог.

Собственник платной автомобильной дороги вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда отдельным категориям пользователей и транспортных средств. В случае использования платной автомобильной дороги на основе концессионного соглашения решение собственника о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы должно быть согласовано с концессионером, если соглашением не предусмотрено иное.

Владелец платной автомобильной дороги (концессионер — в случае его использования на основе концессионного соглашения) вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей, транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы в случае, если это предусмотрено решением об использовании автомобильной дороги на платной основе.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором:

  •        погибли или ранены люди;
  •        повреждены транспортные средства, сооружения, грузы;
  •        причинен иной материальный ущерб.

Все дорожно-транспортные происшествия (далее — ДТП) в зависимости от механизма возникновения подразделяются на девять видов:

  •        столкновение;
  •        опрокидывание;
  •        наезд на стоящее транспортное средство;
  •        наезд на препятствие;
  •        наезд на пешехода;
  •        наезд на велосипедиста;
  •        наезд на гужевой транспорт;
  •        наезд на животных;
  •        прочие.

Кроме того, выделяют ДТП с особо тяжкими последствиями — с числом погибших 5 и более или пострадавших 10 и более.

В настоящее время владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законодательством и в соответствии с ним, за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В случае если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована его гражданская ответственность. Данная обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации для водителей транспортных средств или обслуживаемые дежурным работником. К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурным работником. Возможность безопасного проезда через них определяется водителем транспортного средства.

В соответствии с требованиями Государственного стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221) не допускается отклонение верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2,0 см; возвышение межрельсового настила над верхом рельсов более чем на 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см. Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 суток с момента их обнаружения.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. В соответствии с правилами, к этой группе не относятся маршрутные такси. Для этой категории транспортных средств предусмотрен ряд специальных положений, в частности установлено преимущество маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенного места остановки.

Действие знаков 3.1–3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.274.1.1–4.1.6, а также 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо. На полосе для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств. Если она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Запрещен разворот в местах остановок маршрутных транспортных средств. Запрещается остановка ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств).

Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4–4.7 Правил.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Механические транспортные средства входят в состав общей группы всех транспортных средств.

Мопед — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Главное, что вытекает из определения, — мопед к механическим транспортным средствам не относится, несмотря на наличие двигателя.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1–5.26.

5.23.1. - 5.23.2.

5.24.1. - 5.24.2.

5.25.

5.26.

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки.

Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Если транспортное средство занимаемую полосу не покидает, то данный маневр следует считать опережением. Иными словами, движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней, не считается обгоном.

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами (см. разметку 1.2.1 и 1.2.2 на с. ).

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия (события, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

На транспортных средствах, перевозящих опасный груз, спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки «Опасный груз». Кроме того, указанные транспортные средства должны быть оборудованы проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета.

В зависимости от физико-химических характеристик опасные вещества подразделяются на 9 классов:

  •        взрывчатые материалы;
  •        сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы;
  •        легковоспламеняющиеся жидкости;
  •        легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
  •        окисляющиеся вещества и органические пироксиды;
  •        ядовитые и инфекционные вещества;
  •        радиоактивные материалы;
  •        едкие и коррозионные вещества;
  •       прочие.

Организованная перевозка группы детей — специальная перевозка 2 и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутным транспортным средствам. Вне населенных пунктов транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, разрешается движение со скоростью не более 60 км/ч.

Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий.

Организованная транспортная колонна — группа из 3 и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной полосе с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и проблесковыми маячками синего и красного цветов. Водителю запрещается пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них.

Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с п. 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по 4 человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и в сопровождении взрослых.

При движении в организованной транспортной колонне и при организованной перевозке групп детей в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства должен быть включен ближний свет фар.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. В соответствии с Правилами не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перекресток может быть образован проезжими частями любой формы, пересекающимися под разными углами. Важно только, чтобы эти пересечения находились на одном уровне. Поэтому проезды под мостами, эстакадами, въезды в тоннели перекрестками не считаются. Не считаются также перекрестками выезды на дорогу с прилегающих территорий.

Правильное определение пересечения в качестве перекрестка имеет большое практическое значение: во-первых, если пересечение является перекрестком, то на нем действуют требования раздела 13 Правил, устанавливающие порядок движения на таких участках; во-вторых, часть дорожных знаков в определенных ситуациях действует до ближайшего перекрестка; в-третьих, если за перекрестком в предполагаемом направлении движения образовался затор, то выезжать на него (то есть пересекать его границы) запрещено; в-четвертых, пешеходам в случаях, предусмотренных п. 4.3 Правил, следует переходить дорогу именно на перекрестке.

Перестроение — выезд из занимаемых полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Ремонтные рабочие, регулировщики, дружинники не являются участниками дорожного движения — таковыми считают только тех, кто принимает непосредственное участие в процессе.

Правила передвижения пешеходов по дорогам изложены в разделе 4 Правил. Они должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему), при этом они должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать их видимость для водителей транспортных средств.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. На нерегулируемых переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзор, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не необходимо для обеспечения безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу (см. разметку 1.14.1 и 1.14.2 на с. ).

5.19.1. - 5.19.2.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Если разметки нет или она не видна, водители должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Полоса предназначена для движения именно автомобилей. Мотоциклисты же могут двигаться по одной полосе в несколько рядов, соблюдая безопасный интервал.

Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Прилегающая территория расположена рядом с дорогой, но к проезжей части, тротуарам и обочинам отношения не имеет. Водители, покидая ее, всегда должны уступить транспорту и пешеходам, движущимся по дороге, на которую они выезжают.

Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

Выезды с прилегающих территорий не считаются перекрестками.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. На дороге может быть одна или несколько проезжих частей. Во втором случае они отделяются друг от друга разделительными полосами. Линии дорожной разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительными полосами.

Разделительная полоса — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств (см. разметку 1.2.1 на с. ).

Разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается. Поэтому не следует путать разделительную полосу с линиями дорожной разметки.

Разделительная полоса не должна использоваться безрельсовым транспортом. На ней могут быть проложены трамвайные пути. Движение по трамвайным путям, расположенным на разделительной полосе, запрещено; однако если они расположены на одном уровне с проезжей частью, то Правила допускают и даже в некоторых случаях обязывают водителей безрельсового транспорта двигаться по трамвайным путям попутного направления.

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Под снаряженным следует понимать полностью заправленный топливом автомобиль с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. Завод-изготовитель определяет разрешенную максимальную массу путем сложения массы снаряженного транспортного средства с предельно возможной массой пассажиров и груза. Реальная масса автомобиля в конкретный момент является фактической и не должна превышать разрешенной максимальной массы транспортного средства.

В соответствии с Правилами за разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как единое целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее его. Таким образом, если на перекрестке движением управляет светофор либо регулировщик, водители обязаны руководствоваться только их сигналами. Сигналы регулировщика имеют приоритет перед сигналами светофора (п. 6.15 Правил).

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. К ним относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Сигналы регулировщика имеют следующие значения.

Руки вытянуты в стороны или опущены:

  •        со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  •        со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

  •        со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  •       со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  •        со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
  •        пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх: запрещено движение во всех направлениях пешеходов и всех транспортных средств.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Остановка отличается от стоянки длительностью пребывания в неподвижном состоянии транспортного средства, водитель которого прекратил движение по своему желанию. Однако преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин тоже будет считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Тротуар, как правило, приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюрным камнем. В некоторых случаях там допускается движение, остановка и даже стоянка машин. Так, стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6–8.6.9.

6.4

8.6.2. - 8.6.9.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Например, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения его беспрепятственного проезда.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Общие обязанности водителей указаны в гл. 5 Правил, обязанности пешеходов и пассажиров — в гл. 4 и 5 соответственно.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Комментарий

Понятие «участники дорожного движения» является собирательным, сюда относятся: водители транспортных средств, пешеходы и пассажиры. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил.

Помимо содержания соответствующих разделов Правил, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать:

       сигналы светофоров. Более подробно об этом будет сказано в комментариях к гл. 6 Правил. Здесь же отметим, что наиболее часто встречающиеся на практике круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  •             зеленый сигнал разрешает движение;
  •             зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  •             желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  •             желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  •             красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение;
  •             сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала;

       дорожные знаки. Более подробно об этом будет сказано в комментариях к Приложению № 1 Правил;

      дорожную разметку. Более подробно об этом будет сказано в комментариях к Приложению № 2 Правил.

Кроме того, участники дорожного движения обязаны выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Комментарий

На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. Поэтому на дорогах с двусторонним движением транспортные средства должны двигаться по правой стороне проезжей части. Автомобили, предназначенные для движения по таким дорогам, имеют руль с левой стороны.

Стоит отметить, что в большинстве стран также принято правостороннее движение.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Комментарий

В соответствии с п. 1.5 Правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  •        приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, перед экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  •        приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения перед ответственностью граждан, участвующих в нем;
  •        соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  •        программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Комментарии ПДД к этому пункту, содержащему ряд запретов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с данной нормой запрещается:

  •        повреждать или загрязнять покрытие дорог;
  •        снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
  •        оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с данным пунктом лицо, создавшее помеху для других участников дорожного движения, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Комментарий

Согласно ст. 31 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям