ПДД. Комментарии, разъяснения, ответственность / Обязанности пассажиров
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
ПДД (ред. 2011)
ПДД с примерами и иллюстрациями
ПДД. Комментарии и ответственность
ПДД за рубежом
Дорожные знаки (ред.2011)
Таблица штрафов
Таблица штрафов (ред. 2011)
Дорожная разметка (ред. 2011)
Штрафы: тонкости и советы
Перечень неисправностей (ред. 2011)
Допуск ТС к эксплуатации (ред. 2011)
Освидетельствование на опьянение
КОАП РФ
Первая медицинская помощь
Цифровые коды регионов России
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




Обязанности пассажиров

5.1. Пассажиры обязаны:

  •        при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
  •        посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Комментарий

В данной главе изложены обязанности пассажиров. Согласно п. 5.1, они обязаны:

  •        при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме. Запрещается эксплуатация транспортных средств без ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства;
  •        посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Стоит отметить, что данная обязанность часто нарушается, что становится причиной ДТП. Как правило, в этих случаях виновником справедливо признается водитель стоявшего у тротуара автомобиля. В то же время при обращении с заявлением виновника ДТП в страховую компанию, выдавшую ему полис, ему отказывают в выплате страхового возмещения по той причине, что дверь открыл пассажир, а его ответственность договором обязательного страхования не покрывается. Сам водитель также часто отказывается возмещать вред.

Очевидно, что в описанной ситуации умысла потерпевшего нет. Он и не предполагал, что автомашина может быть повреждена в обычной дорожной ситуации. Нет здесь и признаков обстоятельств непреодолимой силы (согласно подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ, таковыми признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Понятно, что действия пассажира, распахнувшего дверь автомашины со стороны проезжей части, к разряду обстоятельств непреодолимой силы отнесены быть не могут.

Поэтому если признать стоящую у обочины проезжей части автомашину источником повышенной опасности, то ее владелец должен возмещать причиненный вред; таким образом здесь налицо страховой случай по полису ОСАГО, а следовательно, страховщик отказывает в выплате потерпевшему незаконно.

Если стоящая у тротуара автомашина не имеет признаков источника повышенной опасности, ответственность ее владельца носит иной характер. В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его. В то же время согласно п. 2 этой статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ к источникам повышенной опасности относятся в том числе транспортные средства. Исходя из указанной нормы, некоторые специалисты считают, что автомашина, независимо от того, движется ли она или нет, является источником повышенной опасности. Другие полагают, что статус источника повышенной опасности определяется не названием соответствующего объекта, а возможностью его полного контроля со стороны человека. Автотранспортные средства относят к числу источников повышенной опасности вследствие того, что они приводятся в движение механическим источником (двигателем внутреннего сгорания), обладают достаточно большой массой и скоростью движения. В совокупности эти характеристики исключают на современном уровне развития науки и техники их полную подконтрольность человеку. Как известно, транспортные средства обладают значительной инерцией, причем чем выше скорость движения, тем она больше. А если учесть, что реакция человека на внешние обстоятельства в силу физиологических особенностей требует определенного времени, то сразу остановить транспортное средство невозможно. Стоящий же автотранспорт в абсолютном большинстве случаев двух из трех названных характеристик не имеет. Прежде всего двигатель, как правило, не работает. Соответственно, отсутствует и второй признак — скорость движения. Остается только масса. Однако когда речь идет о стоящем транспортном средстве в светлое время суток или на освещенной трассе, улице, эта характеристика не может представлять повышенную угрозу для окружающих. Иное дело — автомашина, оставленная на проезжей части в нарушение Правил дорожного движения (ПДД) в темное время суток или на неосвещенной улице.

Судебная практика в основном также не признает стоящий транспорт источником повышенной опасности, применяя к случаям столкновения с ним правила ст. 1079 ГК РФ. Между тем в случае рассмотрения столкновения двух источников повышенной опасности они обязаны применять нормы ст. 1064 ГК РФ.

Пункт 12.7 ПДД запрещает открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения. Абзац 3 п. 5.1 ПДД устанавливает следующее правило для пассажиров: «если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения». По мнению автора, обязанность не допустить открывания двери автомашины со стороны проезжей части возлагается и на водителя в виде общего запрета, и на пассажира в виде конкретно сформулированной обязанности. Поэтому если водитель не напомнил пассажиру, что выходить следует в сторону тротуара, а не проезжей части, не предупредил его о том, что приближается автомашина, которую он может задеть открывающейся дверью, в принципе можно было бы говорить о том, что здесь имеется вина обоих. Еще больше оснований для такого вывода имеется в случае, когда, например, правая дверь не открывается из-за неисправности либо выход в сторону тротуара невозможен вследствие того, что салон загроможден вещами водителя и т. п. Если же препятствий к выходу в сторону тротуара не было и водитель предупредил пассажира о недопустимости выхода в сторону проезжей части, сказал о том, что открытая дверь станет помехой приближающейся автомашине, то вины водителя нет.

Безусловно, на практике доказать сценарий поведения водителя сложно. В такой ситуации чаще всего он будет настаивать на том, что принял все меры к предотвращению возможности причинения вреда другим участникам дорожного движения, а пассажир может утверждать, что водитель ничего ему не говорил. В этом случае, по мнению автора, следует признать, что пассажир как непосредственно причинивший вред (ведь дверь автомашины не более чем орудие) не доказал отсутствия даже части своей вины. Таким образом, владелец транспортного средства в данной ситуации обязанности по возмещению ущерба нести не должен.

Это, в свою очередь, означает, что здесь нет и страхового случая по полисам ОСАГО, который имеет место только при условии возникновения гражданской ответственности страхователя или застрахованного лица. Поэтому, по мнению автора, следует признать обоснованной позицию страховщиков, которые в таких ситуациях отказывают потерпевшим в признании события страховым случаем.

Следует заметить, что если пассажир распахивает дверь автомашины во время движения и причиняет вред прохожему, велосипедисту или имуществу других лиц, за исключением транспортных средств, то автомобиль уже рассматривается как источник повышенной опасности. Таким образом, владелец транспортного средства, открывающейся дверью которого поврежден другой автомобиль, обязан будет возместить ущерб, причиненный потерпевшему. Иными словами, здесь налицо страховой случай по полису ОСАГО. В то же время виновные действия пассажира не должны оставаться безнаказанными с точки зрения гражданского права. По мнению автора, в таких ситуациях владелец транспортного средства может предъявить требования к пассажиру согласно ст. 15 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено их возмещение в меньшем размере.

Исходя из вышеизложенного, особые начала и режим обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, фактически разрывают связь между непосредственным виновником причинения вреда и потерпевшим, замещая в деликтных отношениях виновного пассажира владельцем источника повышенной опасности. Такой подход законодателя следует признать правильным, учитывая, что источник повышенной опасности должен эксплуатироваться с максимально возможной осмотрительностью и ответственностью.

Если при движении автомашины пассажир, распахнув дверь, повредит другое транспортное средство, то причинение вреда произойдет при взаимодействии двух источников повышенной опасности. Тогда в силу уже упоминавшейся нормы ч. 2 п. 3 ст. 1079 ГК РФ вред должен возмещаться на общих началах в соответствии со ст. 1064 ГК РФ. Если владелец транспортного средства, дверью которого повреждена другая автомашина, докажет отсутствие своей вины, то есть в данном случае докажет вину пассажира, он будет освобожден от обязанности по возмещению ущерба.

5.2. Пассажирам запрещается:

  •        отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
  •        при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  •        открывать двери транспортного средства во время его движения.

Комментарий

Согласно п. 5.2 Правил дорожного движения, пассажирам запрещается:

  •        отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения;
  •        при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  •        открывать двери транспортного средства во время движения.
Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям