ПДД. Комментарии, разъяснения, ответственность / Расположение транспортных средств на проезжей части
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Avtotut.Ru в мы в Facebook мы в Twitter
Карта сайта | Добавить в избранное RSS
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Портал для автолюбителей. ПДД онлайн.
Экзамен ПДД Документы Юрист отвечает Учебные материалы
 
Загружается, подождите...
Экзамены в ГИБДД  
Все о ПДД и штрафах  
ПДД (ред. 2011)
ПДД с примерами и иллюстрациями
ПДД. Комментарии и ответственность
ПДД за рубежом
Дорожные знаки (ред.2011)
Таблица штрафов
Таблица штрафов (ред. 2011)
Дорожная разметка (ред. 2011)
Штрафы: тонкости и советы
Перечень неисправностей (ред. 2011)
Допуск ТС к эксплуатации (ред. 2011)
Освидетельствование на опьянение
КОАП РФ
Первая медицинская помощь
Цифровые коды регионов России
Вас остановил инспектор  
Действия при ДТП  
Школа вождения  
Контраварийное вождение  
Устройство автомобиля  
Ремонт и обслуживание  
Ошибки начинающих  
Секреты выбора и покупки  
Техосмотр и регистрация  
Страхование: КАСКО И ОСАГО  
Защита от криминала  
Экономия топлива 2014  
Проходим техосмотр 2014  
Как не платить ГИБДД 2014  

Посмотреть видео

Ремонт

Вождение




Расположение транспортных средств на проезжей части


9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Комментарий

Раздел 9 Правил посвящен вопросам расположения транспортных средств на проезжей части. Согласно п. 9.1, количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками:

5.15.1

5.15.2

5.15.7

5.15.8

Напомним, что полосой движения именуется любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Если отсутствуют разметка и (или) указанные знаки, то количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяют самим водители с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги. Так, по СНиП 2.07.01-89* ширина полосы для дорог в населенных пунктах принимается от 2,75 м для проездов до 4,0 м для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения. Вне населенных пунктов СНиП 2.05.02-85 регламентирует ширину полосы движения 3,75 м для дорог I и II категорий, 3,50 м — для дорог III категории и 3,0 м — для дорог IV категории. Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормативных значений, объясняемые несоответствием дороги требованиям СНиП. В любом случае при нанесении дорожной разметки ширина полосы движения в населенных пунктах не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока и 2,75 м — для потока легковых автомобилей. Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0–4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.

Для тех случаев, когда отсутствует дорожная разметка, стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных расширений (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). Такое деление проезжей части действительно при любой ее ширине.

Много вопросов вызывал статус трамвайных путей. Как указано в письме МВД России от 10 апреля 2003 г. № 13/4-47 «О движении транспортных средств по трамвайным путям», исходя из общих положений Правил трамвайные пути не входят в состав проезжей части. Однако п. 9.6 Правил предусматривает исключение из общего правила и устанавливает, что при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне, по ним допускается движение, когда заняты все полосы данного направления. При этом Правилами запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Следовательно, в этом случае трамвайные пути, расположенные слева на одном уровне с проезжей частью, считаются ее составной частью. По мнению МВД России, исходя из изложенного, выезд в вышеописанной ситуации на трамвайные пути встречного направления является выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Комментарий

В соответствии с п. 9.2 Правил на дорогах с возможностью движения в обе стороны, имеющих 4 полосы или более, запрещается выезжать на сторону, предназначенную для встречного движения. Такая дорога должна быть размечена на соответствующие полосы, а части, предназначенные для противоположных потоков, разделены двойной сплошной линией.

В связи с изложенным практический интерес представляет следующее дело. С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пп. 9.2, 9.3 и 9.6 Правил в той части, в которой они признают разворот и поворот налево выездами на сторону (полосу) встречного движения, а пересечение встречных трамвайных линий при развороте или повороте — выездом на трамвайные пути встречного направления.

Однако суд указал, что оспариваемые заявителями положения пп. 9.2, 9.3 и 9.6 ПДД не противоречат действующему федеральному законодательству. Пунктом 9.2 предусмотрен запрет на выезд на встречные полосы на дорогах с двусторонним движением. Согласно п. 9.3 Правил, на дорогах с двусторонним движением, имеющих 3 полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), выезд на среднюю полосу, использующуюся для движения в обоих направлениях, разрешается только для выполнения обгона, объезда, поворота налево или разворота; выезд на крайнюю левую полосу запрещен. Пунктом 9.6 Правил предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 Правил; при этом не должно создаваться помех трамваю. Выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

Суд, проанализировав положения указанных пунктов Правил, пришел к следующему выводу: из их содержания следует, что в них отсутствуют положения, предусматривающие признание разворота и поворота налево выездами на сторону (полосу, трамвайные пути) встречного движения. Данные пункты являются общими, устанавливают запрет на выезд на сторону (полосу) дороги, предназначенную для встречного движения, и должны применяться в совокупности с другими нормами Правил, регулирующими порядок маневрирования. Суд не согласился с утверждением заявителя о том, что оспариваемые им пункты противоречат иным положениям, которые обязывают водителя выполнить требования дорожных знаков и разметки, предписывающих совершить из крайней левой полосы разворот или поворот налево, так как общие нормы не отменяют и не изменяют действия специальных норм, разрешающих разворот или поворот налево в местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками и разметкой.

Суд, рассматривая указанное дело, сделал вывод о том, что заявитель по сути просит раскрыть содержание понятия «выезд на сторону (полосу) встречного движения», оспаривая смысл, придаваемый ему в судебной практике при применении норм об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, что не может быть предметом судебной проверки в порядке гл. 24 ГПК РФ(СНОСКА).

(СНОСКА: Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2006 г. № КАС06-520 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ ОТ 02.11.2006 г. № ГКПИ06-913, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 9.2, 9.3 и 9.6 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090».)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Комментарий

Согласно п. 9.3 Правил, на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для совершения следующих маневров:

  •        обгона;
  •        объезда;
  •        поворота налево;
  •        разворота.

Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3, или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном.

Комментарий

Согласно п. 9.4 Правил, вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3, или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части.

5.1

5.3

В этих условиях запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. Сохранение свободной крайней левой полосы в данном случае преследует цель обеспечения беспрепятственного движения автомобилей оперативных служб, облегчения обгонов для быстроходных транспортных средств, а также создания необходимых условий для выполнения поворотов налево и разворотов.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пп. 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

В населенных пунктах при интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

В то же время на любых дорогах, имеющих 3 полосы и более для движения в данном направлении, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с п. 12.1 Правил.

Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней, не считается обгоном.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Комментарий

В соответствии с п. 9.5 Правил транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать большую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе. Им разрешается занимать другие полосы в следующих случаях:

  •        объезда;
  •        обгона;
  •        перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги (в этом случае они должны занять крайнее левое положение).

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Комментарий

На основании пункта 9.6 Правил разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. Напомним, что в соответствии с указанным пунктом перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок.

С учетом изложенного следует подчеркнуть, что трамвайный путь не является дополнительной полосой проезжей части, поэтому использовать его можно лишь в строго определенных случаях, перечисленных в настоящем пункте. При этом не допускаются создание помех трамваю и выезд на трамвайные пути встречного направления.

Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

5.15.1

5.15.2

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Комментарий

Согласно п. 9.7 Правил, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам, то есть между линиями. Наезжать на прерывистые линии дорожной разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Комментарий

В соответствии с п. 9.8 Правил при повороте на дорогу с реверсивным движением (то есть на дорогу, движение по полосам которой может изменяться на противоположное) водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение после поворота на дорогу с реверсивным движением разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Комментарий

В соответствии с п. 9.9 Правил запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. Исключением являются случаи, когда движение производится:

  •        для остановки или стоянки (напомним, что в соответствии с п. 12.1 Правил остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на краю тротуара, граничащего с ней. При этом остановка и стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.28.6.38.6.68.6.9);
  •        когда возможность такого движения прямо предписана Правилами (напомним, что в соответствии с п. 12.1 Правил велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 (для велосипедистов, верховых и вьючных животных) и по 5 (для повозок, саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м).

Находясь в разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, водитель транспортного средства, естественно, не обладает никакими преимуществами перед пешеходами и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности движения.

Кроме того, допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Комментарий

Несоблюдение дистанции является наиболее частой причиной столкновения транспортных средств. Согласно п. 9.10 Правил, водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения (в том числе в случае экстренного торможения впереди идущего транспортного средства), а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (то есть также исключающий столкновение). Дистанция напрямую зависит от скорости движения транспортных средств и должна быть тем больше, чем выше скорость движения. При этом водитель должен корректировать ее в сторону увеличения при смешанном транспортном потоке и неудовлетворительных условиях движения (дождь, снег, гололедица).

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Комментарий

Можно выделить следующие условия применения пункта 9.11:

  •        вне населенных пунктов;
  •        на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы;
  •        для водителей транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, либо водителя транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м.

Изложенное предписание предназначено для улучшения возможности обгона медленно движущихся транспортных средств. Однако это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Напомним, что в соответствии с Правилами организованной транспортной колонной является группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Комментарий

Как следует из п. 9.12 Правил, на дорогах с движением в обе стороны при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и т. п.), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, чтобы исключить возможность столкновения с транспортными средствами, движущимися ему навстречу. Однако стоит отметить, что этот маневр применяется в том случае, если знаки и разметка не предписывают иное.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств, и изложенное в комментируемом пункте требование является логичной реализацией принципа правостороннего движения.

Распечатать | Сообщить об ошибке










 
  
   
Зарегистрироваться   |   Забыли пароль?

Вопрос: Миня поймали без прав посадили на сутки машину без моего согласия поставили на штрав стоянку имеют ли они права

Ответ: 12.7 ч.1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 2500 руб. отстранение от управления ТС, задержание ТС Если вы считаете действия сотрудников ГИБДД не правомерными,вы должны обжаловать постановление,ГИБДД области или в районный суд по месту рассмотрения дела.

Все вопросы и ответы
 
© 2008-2011 Aвто тут. Все права защищены. Система Orphus Rambler's Top100   Обращение к пользователям