взыскание просроченной задолжности
28 июня 2011 года Минэкономразвития России опубликовало на своем сайте проект федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». В срок до 7 июля будет проведена независимая антикоррупционная экспертиза, после чего принятие закона вступит в завершающую стадию. Три года кредиторы, коллекторы и должники ждут появление этого документа, который узаконил бы права, обязанности и защиту интересов всех заинтересованных лиц. В июле прошлого года коллекторское и банковское сообщества представили на обсуждение свой проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». И вот, как и ожидалось спустя год, Минэкономразвития России завершило работу над законопроектом. Актуальность принятия закона по взысканию задолженности ни у кого не вызывает сомнений. Как сообщается в « Пояснительной записке» Минэкономразвития к проекту Федерального закона, «необходимость правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности объясняется увеличением объема деятельности по взысканию просроченной задолженности в масштабах финансового рынка и одновременным отсутствием мер дополнительной правой защиты участников этой деятельности, а также отсутствием норм, регулирующих указанную сферу отношений». По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» в 2010 году совокупный портфель переданных коллекторам долгов, которые сформировали проблемные кредиты банков, составил 3-3,5 млрд долларов, в 2009 - 2,5 млрд долларов, в 2008 году – 1,3 млрд долларов. При этом, сумма средней просроченной задолженности в 2010 году почти в три раза превысила предыдущий показатель: 88 650 рублей против 33 450 рублей в 2009 году. «Отсутствие норм» особенно почувствовали должники, пострадавшие во время финансового и экономического кризиса. Не злостные неплательщики, этот образ «женатого мужчины в возрасте 30-40 лет, со среднеспециальным образованием и вредными привычками», а заемщики, внезапно попавшие в трудную жизненную ситуацию. «Выбивание долгов» порой превращало их жизнь просто в ад. На сайте Кредитовик.ру в отзывах можно найти множество примеров, когда бесконечные телефонные звонки не просто имели место, но и сопровождались угрозами. Понятие «коллекторское агентство» вошло в российскую жизнь как-то незаметно. Первые самостоятельные агентства по сбору долгов, названные на американский манер «коллекторами»(в переводе с английского collector – это некое собирающее устройство), появились в России в 2004 году – «Секвойя Кредит Консолидейшн» и ФАСП. Сейчас, спустя 7 лет Минэкономразвития констатирует, что «российский рынок коллекторских услуг уже фактически сформирован», и это при том, что его деятельность никем не контролируется, ничем не регламентируется, взаимодействие с должниками не ограничено нормами. Как сообщает министерство, «данная сфера испытывает тотальный дефицит в правовой регламентации соответствующих отношений». Услуги коллекторского бизнеса на сегодняшний день чрезвычайно востребованы. Банк – это кредитная организация. Предоставить займ, сопровождать кредитный договор, начислять проценты и комиссии – это его функции. Выбивать долги, неоплаченные по полгода – это слишком затратно для профильного финансового учреждения. Поэтому услуги коллекторов достаточно давно по достоинству оценены во всем мире. В России популярность услуг коллекторов взлетела на фоне печальных последствий экономического кризиса. Главное в проекте закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" – это законодательное закрепление такие понятий, как «Взыскатель» и «Коллекторская деятельность». Взыскатель – это физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, осуществляющее действия по взысканию просроченной задолженности в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, а также условиями договора. Взыскателем могут быть кредитор, действующий от своего имени, или лицо, осуществляющее взыскание просроченной задолженности от имени и (или) в интересах кредитора на основании закона и (или) гражданско-правового договора (уполномоченное кредитором лицо), в том числе субъекты коллекторской деятельности. Коллекторская деятельность – определенные Федеральным законом и (или) договором юридические и фактические действия, совершаемые взыскателями, являющимися субъектами коллекторской деятельности, направленные на погашение должником задолженности. Коллекторы будут обязаны создать профильные саморегулируемые организации коллекторов – некоммерческие организации, сведения о которых будут включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций коллекторов. Саморегулируемая организация коллекторов будет осуществлять контроль за деятельностью своих членов, рассматривать жалобы и т.п. Проект закона предусматривает страхование ответственности субъекта коллекторской деятельности за причинение убытков должникам, кредиторам и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением требований законодательства РФ, правил и стандартов коллекторской деятельности. Размер страховой суммы по договору страхования ответственности не должен быть менее 5 000 000 рублей в год. Такая сумма скорее всего «отсечет» мелких коллекторов, на действие которых как раз и поступало больше всего жалоб. Генеральный директор коллекторского агентства «Центр-ЮСБ» Александр Федоров в интервью газете «Коммерсант» (№116 (4657), 29.06.2011 ) сказал, что «большинство коллекторов предпочтут вступить в СРО и работать по закону», так как банковский сектор — один из самых зарегулированных и контролируемых, а значит, работать с сомнительными партнерами кредитные организации не будут. Статья 9 законопроекта «Взаимодействие взыскателя и должника» определяет, наконец, и права должников. Так, взыскатель при общении с должником, обязан представиться с полным указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, должность, наименование взыскателя) и сообщить наименование кредитора в случае, если взыскание осуществляется от имени кредитора. Лозунг коллекторов «Зазвоним!» статьей 9 отменяется: не допускается звонить должнику в период с 22 до 6 часов, звонить более трех раз в сутки и (или) два раза и более раз в течение часа. Не допускается непредставление должнику информации о размере и структуре просроченной задолженности должника, о наименовании кредитора, о сроках и порядке погашения просроченной задолженности. Нельзя будет сообщать третьим лицам об имеющейся у должника задолженности и размещать на внешней части конверта, в котором должнику направляется уведомление, информацию о наличии у должника просроченной задолженности. Да, коллектор имеет право устанавливать контакт с должником, используя телефонные звонки, личные встречи, почтовые отправления по адресу проживания (работы) или месту нахождения, электронные письма (в сети Интернет), текстовые сообщения на мобильный телефон, иные способы установления контакта с должником. Но при этом должник вправе потребовать от взыскателя прекращения с ним взаимодействия в любой форме, за исключением письменной. Должник имеет право на пресечение действий взыскателя, нарушающие его права или создающие угрозу нарушения прав. В целом положениями законопроекта обеспечивается защита прав и законных интересов добросовестных участников деятельности по взысканию просроченной задолженности, что позволит минимизировать риски, а также их последствия для всей финансовой системы Российской Федерации Злостным же должникам надо понять окончательно и бесповоротно, что с принятием закона коллекторы будут вежливее, но настойчивее, так как взимание долга будет регулироваться Федеральным законом. Будьте уверены, если вы имеете задолженность более 6 месяцев, не идете на контакт с банком, играете «в кошки-мышки» с коллектором, дело закончится судом и знакомством с судебными приставами. Надеяться, что вас забудут и простят не стоит. Долг да еще с набежавшими пени, все равно будет взыскан. Вежливым, ненавязчивым, может быть даже улыбающимся и качественно исполняющим свои обязанности коллектором. С Проектом Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» можно ознакомиться здесь http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depcorp/doc20110628_02