Путин выделит в помощь автозаводам $6,7 млрд и поддержит спрос на "массовые" модели машин
Премьер-министр России Владимир Путин в минувшую пятницу на совещании в Набережных Челнах впервые назвал конкретную сумму господдержки для отечественных автопроизводителей ("АвтоВАЗ", "КамАЗ", группа "ГАЗ" и Sollers) - 6,7 миллиарда долларов. Такой поддержки пока не обещано ни одной отрасли российского машиностроения, пишет "Коммерсантъ". Основная часть этой суммы, 3,26 миллиарда долларов, пойдет на поддержку автопродаж в лизинг и по госзаказу. На лизинг, по словам Путина, в 2009 году государство выделит 1,55 миллиарда долларов – это кредиты Внешэкономбанка, которые лизинговые компании при автозаводах (например, "КамАЗ-Лизинг") получат по ставке рефинансирования Центробанка (ЦБ)или ниже. Вторая по размеру затрат статья расходов, до 2,17 миллиарда долларов - это выкуп государством облигаций российских автозаводов. Премьер отметил, что для покупателей облигаций "будет открыто рефинансирование со стороны Центробанка", то есть бумаги заводов могут быть включены в ломбардный список ЦБ. Чьи облигации будут выкупаться, Путин не уточнил, но источники "Ъ" утверждают, что речь идет обо всех крупных российских производителях машин - "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "ЗИЛ", Sollers и "КамАЗ". Следующая часть обещанных денег, 1,26 миллиарда долларов - это госгарантии по кредитам, взятым автопредприятиями на пополнение своих оборотных средств. Путин заверил, что, используя механизм госгарантий, заводы смогут привлечь вдвое больше — до 2,52 миллиарда долларов. Кроме того, премьер пообещал помочь автопроизводителям, просубсидировав кредиты на покупку автомобилей так называемого "массового спроса" — то есть стоимостью до 350 000 рублей или 12 600 долларов. Например, сейчас переплата по трехлетнему кредиту на Renault Logan в комплектации Privelege (340 200 рублей) с первоначальным взносом 30% (102 060 рублей) составит 34 800 рублей (14,6%). А с учетом обещанного, покупатель переплатит за машину всего 14 300 рублей, а остальные 20 500 рублей просубсидирует бюджет. Путин отметил, что иностранные автозаводы, собирающие машины на территории России, также могут рассчитывать на поддержку государства. Отдельная поддержка обещана жителям Дальнего Востока, которые выступают с резким протестом против повышения пошлин на иномарки. Премьер пообещал им субсидировать перевозку машин по железной дороге, чтобы цены в регионе сравнялись с европейской частью России. Все опрошенные "Ъ" российские автопроизводители, а также автокомпании Ford и Renault довольны мерами по поддержке отрасли. Аналитики считают данные меры "разумными", поскольку они направлены на стимулирование спроса, а не на простое пополнение оборотных средств производителей. В то же время нельзя не отметить, что предложения Путина направлены, в первую очередь, на поддержку российских автозаводов, ведь в сегмент автомобилей до указанных 350 000 рублей попадает не так много иномарок. "Не совсем понятно, почему российский автопром не обновил свой модельный ряд, когда рынок рос, а теперь это будет делаться за счет бюджета", — говорят эксперты. Иномарки, попадающие в сегмент до 350 000 рублей: Hyundai Getz - 340 000 Fiat Albea - 339 000 Skoda Fabia - 324 000 Chevrolet Aveo - 313 000 Fiat Panda - 305 000 Kia Spectra - 303 000 Renault Logan - 277 000 Chevrolet Lanos - 256 000 Daewoo Nexia - 254 000 Chevrolet Spark - 253 000 Daewoo Matiz - 214 000