Утилизационный сбор на автомобили будет введен с 1 сентября
Совет Федерации одобрил закон о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Соответствующие поправки внесены в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 Бюджетного кодекса РФ. Согласно новому закону, с 1 сентября 2012 года будет уплачиваться утилизационный сбор за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории. Ранее сообщалось, что утилизационный сбор будет введен с 1 августа. Напомним, что исключение должны составить личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машины дипломатов и членов их семей, раритетные авто, то есть те, с момента выпуска которых прошло более 30 лет, а также автомашины, которые ввозятся с территорий государств - членов Таможенного союза (ТС) и имеют статус товаров ТС. Также исключения будут распространяться на транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года. Паспорта транспортных средств будут выдаваться только на автомобили, в отношении которых уплачен утилизационный сбор или в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. В базовое законодательство также вводится новая статья, регулирующая правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации. Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. Только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом. При этом вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип «ответственности производителя» за продукцию. Конкретные размеры сбора будет вводить правительство РФ. По предварительным подсчетам Минпромторга и МЭР, РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. руб., за грузовую – в зависимости от категории – от 150 до 400 тыс. рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей, в которых не более 10 пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 л составит 0,5, то есть вся величина сбора будет 10 тыс. руб., для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1, а свыше 3,5 литра – 3,5-3,6. В отношении подержанных автомобилей будут применять повышенные коэффициенты (примерно в 4 раза). Как говорится в пояснительной записке к закону, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн автомобилей в год. Добавим, что теперь документ поступает на подпись президенту РФ.