Гаишников отлучат от руля
На прошедшем в Москве Форуме безопасности дорожного движения был представлен типовой автодром, предназначенный для сдачи практического экзамена на права. Конечно, показали его не в полный рост, а лишь в макете. Не факт, что все автодромы страны будут именно такими в деталях. Но общие принципы сдачи экзаменов на подобном полигоне уже утверждены. Их главное отличие не только в том, что проверка водительских навыков пройдет на площадке, полностью имитирующей обстановку улицы с разметкой, знаками, светофорами и даже железнодорожными переездами. Впервые самих гаишников отлучат от приема экзамена по вождению. Сейчас министерство образования и науки разрабатывает новые программы обучения водителей. А автошколы готовятся встретить учеников во всеоружии. К этому готовится и ГИБДД. Ведь с ноября 2011 года первую часть практического экзамена, то есть вождение на закрытой площадке, можно будет сдать только на специальным образом оборудованном автодроме. Эта методика приема экзаменов вызвала множество споров. Многие автошколы выступали категорически против ее претворения в жизнь. Мол, кому нужны эти автодромы, неплохо сдавали экзамены и на обычных закрытых площадках. Но резон в новациях все-таки есть. Хотя бы по той простой причине, что сдавать экзамен придется не инспектору, как сейчас, а электронике. И вмешаться в результаты сдачи по принципам "нравится не нравится" или "дал не дал" возможности не будет. Также такой экзамен покажет не только навыки ученика, но и навыки инструктора, что тоже немаловажно. Надо сказать, что на днях Генеральная прокуратура после жалобы директоров некоторых автошкол направила в МВД предписание отменить новую методику на том основании, что она не была утверждена минюстом, а значит, не может применяться. Однако ныне действующая методика также была введена только приказом начальника ГАИ и не проходила утверждения в других ведомствах. И никто не предлагал ее отменить. Важное уточнение: в постановлении правительства N 1396 прописано, что методику приема экзамена устанавливает именно ГИБДД. Одна из главных проблем заключается в том, что при этой методике автошколам либо придется строить свои автодромы, либо арендовать их у тех, у кого они есть. Ведь будущий водитель предпочтет обучаться именно в той школе, где условия обучения максимально приближены к условиям сдачи экзаменов. К тому же это огромные деньги. Необходимо найти территорию, а попробуйте ее найти, например, в городе Москве. Потом закупить необходимые программные комплексы и прочее, прочее. А кому хочется вкладываться в то, что и без этих наворотов приносит вполне ощутимый доход. Тем не менее в стране уже построены десять автодромов. И еще десять на стадии завершения. В ГИБДД считают, что автодромы будут выгодны самим автошколам: на них можно обучить гораздо больше учеников, на свободное от приема экзаменов и занятий время их можно сдавать в аренду... Видя яростное сопротивление автошкол, руководство Госавтоинспекции рассматривает возможность строительства таких автодромов за счет бюджетов различного уровня. И первый бюджетный автодром уже построен в Краснодарском крае. Он начнет свою работу уже с января будущего года. Автодром полностью соответствует требованиям методики по приему экзаменов, которая вступит в силу лишь в ноябре 2011 года. Все двенадцать упражнений на нем предусмотрены. Их удалось разместить очень компактно и без ущерба для выполнения заданий. Он занимает площадь 0,7 га. Минимально возможный размер, чтобы уместить 12 испытаний, - 0,34 га. Но все это без учета места, которое занимает здание диспетчерского пункта. Как рассказал "РГ" представитель краснодарского ГИБДД, одновременно на автодроме могут проходить испытания шесть учеников. В среднем в день приходят сдавать экзамен около 30 кандидатов в водители. Дождавшись своего часа, новичок выходит на площадку и садится в машину в гордом одиночестве. Как только он сел за руль экзаменационного автомобиля, за ним наблюдает только электроника. Тут ему, можно сказать, добавляется еще одно упражнение: помнить все этапы пути и задания. Если, например, вместо разворота в ограниченном пространстве ученик начнет демонстрировать навыки парковки или въезда в бокс задним ходом, электроника ему этого не простит. Примечательно, что за ходом выполнения экзамена можно наблюдать не только на компьютере госинспектора, но и на мониторе, установленном в фойе. Так что качество сдачи-приемки может контролировать любой сторонний наблюдатель, оказавшийся волей случая в здании экзаменационного подразделения. Если ученик не сдал, он получит на руки распечатку с указанием всех ошибок. Будет возможность целенаправленно потренироваться к следующей попытке. А если сдал, то ему предстоит выезд в город. Тут в машине будет сидеть инспектор. Но только подсказать что-либо или намеренно завалить ученика он уже не сможет. Машина оборудована приборами контроля за всем, что происходит в салоне: за ногами ученика и ногами инструктора, за самим учеником и за дорогой. Ведется не только видео-, но и звукозапись всех разговоров. Все эти записанные результаты будут храниться год. Так что если у кого-нибудь возникнут вопросы, на каком основании тот или иной человек получил права, всегда можно поднять данные из архива и выяснить, были ли нарушения в ходе экзамена. Весь комплекс обошелся Краснодарскому краю в 30 миллионов рублей. Специальный экзаменационный набор на машину стоит 50 тысяч рублей. Так как автошколам не потребовалось вкладывать деньги в эту площадку, то, скорее всего, новый способ приема экзаменов на вождение в Краснодарском крае не увеличит стоимость обучения, тем более что из 50 часов вождения на площадку или автодром приходится 18.