ПДД могут стать законом до конца года
Депутаты Госдумы предлагают придать Правилам дорожного движения статус закона и создать единый уполномоченный федеральный орган по организации и управлению дорожным движением. Выступая на парламентских слушаниях в четверг, глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев отметил, что ПДД затрагивают интересы большинства населения, поэтому «закрытый, можно сказать кулуарный, характер подготовки и принятия норм, содержащихся в Правилах дорожного движения, порой вызывает недоумение и открытое непонимание у общественности». Он также напомнил ситуацию четырехлетней давности, когда автомобилисты накануне Нового года получили неожиданный «подарок» в виде изменений в ПДД, которые касались автомобильных световых приборов и обязательной перевозки детей до 12 лет в специальных креслах. «Население оказалось непроинформированным, неподготовленным к введению таких изменений, – отметил депутат. – Из-за запрета использования автомобилей с сигналами поворота не желтого цвета сотни тысяч людей фактически не смогли пользоваться своими машинами». По словам Шишкарева, в случае принятия ПДД в форме федерального закона, обсуждение этих изменений носило бы более публичный, гласный и осмысленный характер. «Законопроект «О правилах дорожного движения» должен приниматься гласно с участием представителей общественных организаций и объединений, – сказал парламентарий. – В дальнейшем любое изменение в закон будет широко обсуждаться и приниматься только с учетом общественного мнения, что затруднительно сделать с учетом сегодняшнего юридического статуса ПДД как подзаконного акта». Глава комитета напомнил, что сейчас Правила дорожного движения принимаются постановлением правительства РФ. «Вместе с тем ПДД, определяющие принципы дорожного движения и регламентирующие нормы отношений между участниками дорожного движения и сотрудниками ГИБДД, являются документом, который при определенных обстоятельствах ограничивает права и свободы гражданина и противоречит Конституции РФ в том, что права и свободы человека могут быть ограничены только законом», – заметил он. По словам Шишкарева, полгода назад депутаты внесли в Госдуму законопроект «Правила дорожного движения в РФ». «Учитывая замечания правительства, нам бы хотелось доработать его в ближайшее время с участием экспертов», – пояснил он. Депутат также обратил внимание коллег на необходимость избегать упрощенного подхода к подготовке изменения правового статуса Правил дорожного движения. «Механически переносить весь текст ПДД в федеральный закон, безусловно, нельзя, поскольку многие формулировки не соответствуют формату законодательного акта, – полагает парламентарий. – Например: требования к дорожной разметке, содержание требований знаков дорожного движения и ряд прочих. Все это вполне может приниматься на уровне подзаконного акта». По мнению Шишкарева, закон о правилах дорожного движения должен не только четко, грамотно и корректно описывать правила поведения на дорогах, требования к участникам дорожного движения, но и устанавливать обязанности и ответственность лиц, занятых регулированием дорожного движения, по отношению к водителям. «В основу закона должен быть заложен принцип не ущемления, а гарантирования прав участников дорожного движения», – уверен депутат. Шишкарев также выразил мнение, что закон «О правилах дорожного движения» может послужить импульсом в реформировании системы управления дорожным движением. «Сегодня в этом процессе занято шесть министерств и, по сути, ни одно из них не занимается в прямом смысле организацией дорожного движения и не несет соответствующей ответственности – отсюда пробки, непродуманность, неоснащенность подъездов к крупным объектам городской инфраструктуры, к крупным жилым массивам», – отметил парламентарий. В связи с этим, по его мнению, представляется возможным параллельно с принятием закона о ПДД проработать вопрос о создании единого уполномоченного федерального органа по организации и управлению дорожным движением. По словам Шишкарева, закон, в котором отдельной главой будут прописаны Правила дорожного движения, может быть принят до конца текущего года. Он предположил, что это, возможно, будет «Свод правил». «Надеюсь, до конца года рассмотрим», – сказал председатель думского комитета. В свою очередь, глава комитета по безопасности Владимир Васильев заявил, что документ требует серьезной доработки. «В случае принятия закона о ПДД, ГИБДД не сможет осуществлять надзор за его исполнением, – отметил он. – Кто это будет делать, прокуратура?». Кроме того, по его словам, все штрафы с нарушителей Правил дорожного движения должны будут взыскиваться в судебном порядке. Сейчас же часть штрафов выписывается на месте.