Авторынок РФ… что дальше?
Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение соответствующим ведомствам проверить, насколько целесообразно снова запускать программу субсидирования ставок по автокредитам для граждан. Воспользоваться антикризисными мерами для поддержки отечественного автопрома заставляет стагнация рынка. В свою очередь, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ведомство в ближайшем будущем может разработать новую программу утилизации для всех отраслей промышленности, в том числе и автомобильной. Дополнительная стимуляция рынку не помешает, считают аналитики, опрошенные агентством «Прайм». И программа льготного автокредитования, и программа утилизации окажут положительный эффект на отрасль, хоть и каждая по-своему. Снижение ставок повысит спрос Субсидирование ставок – мера эффективная, считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. «В России в кредит продается лишь около 40% автомобилей, в то время как за рубежом эта доля превышает 85%», – говорит он. По мнению Беспалова, при более благоприятных условия, в том числе при поддержке государства в том или ином виде, этот показатель вполне может вырасти до 50-60%. Дополнительные драйверы роста отечественному авторынку сейчас не помешают, прежде всего потому, что в случае снижения процентных ставок спрос на автомобили увеличится», согласен исполнительный директор «Рольф финанс», финансового подразделения группы компаний «Рольф», Виталий Павловский. «Впрочем, сейчас серьезную поддержку рынку оказывают сами автопроизводители, которые предлагают покупателям специальные программы финансирования покупки автомобилей. Например, если к текущим ставкам, которые в среднем по рынку составляют около 13-15% в год, будет своеобразный «дисконт» от государства, то для граждан это станет дополнительным поводом не откладывать покупку автомобиля "на потом". Таким образом, в выигрыше окажется не только потребитель, у которого будет широкий выбор финансовых инструментов для покупки автомобиля, но и автопроизводители и дилеры», – рассуждает эксперт. Пока в «Рольфе» не видят дополнительных драйверов роста авторынка кроме снижения процентных ставок по автокредитам. Лизинг и другие инструменты не пользуются большим спросом у физических лиц, поэтому и их предложение ограничено. «Если говорить о ситуации на рынке автокредитования, то буду опираться на наши данные. По итогам 2012 года, доля кредитных продаж в «Рольф» выросла на 6 процентных пунктов (п.п.) – до 36% от общего объема реализации автомобилей. Аналогичная ситуация и на рынке. При этом средняя процентная ставка по автокредитам в универсальных банках в 2012 году составляла 13-15%. Однако, по итогам первого квартала, отмечу, что процентные ставки по автокредитам в универсальных банках снижаются, в среднем на 0,5-1 п.п., при том что доля кредитных продаж, наоборот, растет. Последние месяцы доля продаж в кредит по всему нашему портфелю в среднем составляла 42%, что, например, существенно больше, чем в 2008 году, хотя ставки по кредитам все еще не опустились на «докризисный» уровень», – рассказывает Павловский. Утилизация? Субсидирование автокредитов – действенно работающий инструмент, который способен стимулировать рост продаж, и программа льготного автокредитования, действовавшая с марта 2009 года до конца 2011 года, это доказала, считает менеджер «Эрнст энд Янг» Сергей Капьев. Однако доступность автокредитов и их стоимость, являясь очень важным элементом в стимулировании спроса на автомобили, остается далеко не единственным. «Мы видим, что даже при замедлении роста рынка в текущем году доля продаж в кредит остается на уровне прошлого года и даже чуть выше. Так, если по итогам первого квартала 2012 года доля автокредитов в общем объеме продаж составляла 31-32%, то в первом квартале 2013 года этот показатель оказался около 37%. Конечно, это далеко от уровня 2007 года, когда доля продаж в кредит достигала 47% (в натуральном выражении это составило 1,090 миллиона единиц). Пик продаж машин в кредит в натуральном выражении был достигнут в 2008 году – 1,250 миллиона автомобилей. По итогам 2012 года, в кредит было продано около 1 миллиона машин», – приводит статистику эксперт. Однако субсидирование процентных ставок за счет бюджета не может носить долгосрочный характер и не решает проблем отрасли в целом, уверен Капьев. «Сегодня в РФ автомобильный парк насчитывает более 35 миллионов автомобилей, при этом средний возраст автомобиля – 12 лет (для сравнения, в Европе – восемь лет). На мой взгляд, если выбирать между субсидированием кредитов и программой утилизации, то последняя будет иметь больший эффект», – говорит он. Во-первых, это выбытие из парка старых и неиспользуемых автомобилей, освобождение парковочного пространства и, так же как и в случае с субсидированием автокредитов, стимулирование продаж новых автомобилей за счет получения «скидки» по утилизационным сертификатам. Во-вторых, это косвенное стимулирование развития утилизационной промышленности в России как в рамках программы утилизации, так и в связи с введением утилизационного сбора после вступления России в ВТО. В свою очередь, появление нового сектора промышленности, такого как утилизация автомобилей, создаст новые рабочие места в экономике. «Таким образом, при использовании программы утилизации также будет достигнута цель стимулирования продаж автомобилей, однако результат для автомобильной индустрии будет качественнее, а эффект – носить долгосрочный характер», – считает Капьев. Как это было Программа льготного автокредитования была запущена в 2009 году. Она распространялась на легковые машины и легкий коммерческий транспорт (LCV) отечественного производства стоимостью не более 600 тысяч рублей.Кредит выдавался сроком не более чем на три года, первоначальный взнос составлял не менее 15% стоимости автомобиля. Покупатель получал кредит по льготной ставке: из ставки банка вычиталась скидка в размере 2/3 ставки рефинансирования. К концу 2011 года, когда программа завершилась, льготы распространялись почти на 60 моделей. Всего по льготным ставкам было выдано около 490 тысяч кредитов. В настоящее время программа приостановлена, завершается выплата компенсаций банкам. Программа утилизации действовала в отношении легковых автомобилей в 2010-2011 годах. Владельцам старых автомобилей выдавались сертификаты на скидку в 50 тысяч рублей для покупки нового авто, непременно – российского производства. За время действия программы было утилизировано около 600 тысяч старых машин. По информации РИА Новости, www.umniylogist.ru, auto.ru