Что нужно делать во время ТО
|
Контроль состояния автомобиля следует осуществлять не только раз в сезон. Он должен быть постоянным, начиная с ежедневной проверки и заканчивая ежегодным техобслуживанием. В зависимости от возраста и пробега автомобиля изменяется и техобслуживание.
Ежедневная проверка состояния автомобиля заключается в следующих действиях:
- визуальной проверке состояния шин, замере давления воздуха в шинах;
- проверке состояния зеркал, номерных знаков и подвески;
- проверке действия приборов освещения и световой сигнализации;
- проверке звукового сигнала;
- проверке работоспособности стеклоочистителя, систем вентиляции и отопления;
- проверке свободного хода рулевого колеса;
- проверке гидравлического привода рабочей тормозной системы (не «проваливается» ли педаль тормоза);
- проверке места стоянки автомобиля для обнаружения течи масла, топлива и охлаждающей жидкости.
Видеоролик "Ежедневный осмотр"
После завершения поездки следует проверить:
- уровень масла в картере двигателя;
- уровень жидкости в системе охлаждения;
- наличие топлива в баке.

Общий визуальный осмотр автомобиля

При отсутствии манометра состояние шин можно оценить нажатием ноги

Манометр показывает - давление в норме

А вот здесь давление недостаточное - колесо нужно подкачать
Казалось бы, если поездка уже завершена, то какая разница, осталось топливо в баке или нет. Но случается, что автомобиль благополучно становится на «ночевку», а утром не может сдвинуться с места и даже не заводится — не хватает топлива. Особенно подобное возможно, если топлива оставалось, что называется, на донышке, а автомобиль был поставлен под углом (например, с заездом боком на бордюр). Поэтому если нет особого желания бежать до ближайшей АЗС с канистрой в руках, лучше убедитесь в том, что в бензобаке достаточно топлива.
Конечно, многим автомобилистам просто лень заниматься этими рутинными ежедневными проверками. Однако следует учитывать, что такая мелочь, как неработающая лампочка, может привести к ДТП (например, если не горят стоп-сигналы или фонари заднего хода). И гораздо дешевле и спокойнее проверить все заранее, чем потом оплачивать дорогостоящий ремонт.
Когда автомобиль проехал 10–15 тыс. км, вышеописанных действий уже не достаточно. Нужно провести настоящее техобслуживание, то есть регулировку, смазку и замену определенных деталей. Необходимо:
- сделать замену масляного фильтра и масла в картере двигателя;
- проверить уровень масла в коробке передач;
- проверить состояние и натяжение ремня привода генератора;
- проверить работоспособность аккумуляторной батареи, ее крепления, прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- проверить работу генератора, освещение, световую и звуковую сигнализацию, контрольные приборы;
- проверить отопитель салона;
- проверить работоспособность стеклоочистителей, при необходимости заменить «дворники»;
- проверить омыватели;
- проверить, работает ли обогрев заднего стекла;
- проверить систему зажигания;
- проверить установку момента зажигания;
- провести техобслуживание свечей зажигания, при необходимости заменить неработоспособные свечи;
- проверить уровень охлаждающей жидкости;
- убедиться в герметичности систем охлаждения, питания и гидравлического привода тормозов, проверить состояние шлангов и трубок;
- проконтролировать состояние лакокрасочного покрытия, проверить наличие сколов, трещин, микротрещин, вздутий и очагов коррозии лакокрасочного покрытия;
- проверить состояние арок колес, порогов и днища;
- проверить состояние пола под ковриками, при необходимости удалить влагу;
- проверить работу замков дверей, капота и багажника;
- прочистить дренажные отверстия порогов и дверей;
- смазать петли дверей, крышки люка топливного бака, крышки капота и багажника;
- проверить состояние элементов передней и задней подвесок, их резиновых и резинометаллических шарниров, втулок и подушек;
- проверить состояние рулевых тяг и их защитных колпачков;
- проверить состояние защитных чехлов рулевого механизма, приводов колес, шаровых пальцев;
- проверить состояние шарниров и защитных чехлов тяги переключения передач;
- проверить состояние защитных чехлов направляющих пальцев переднего тормоза;
- проверить состояние колес и при необходимости их заменить;
- провести диагностику двигателя, сцепления, коробки передач на слух (проверить наличие посторонних стуков и шумов);
- проверить люфт и состояние демпфера рулевого колеса;
- проверить эффективность работы тормозов и состояние тормозных колодок;
- проверить регулировку стояночного тормоза и свободный ход педали тормоза;
- проверить уровень тормозной жидкости;
- проверить состояние зубчатого ремня привода газораспределительного механизма;
- заменить воздушный фильтр (или очистить фильтрующий элемент);
- проверить герметичность топливной системы;
- проверить уровень масла в картере ведущего моста;
- удалить воду из топливного фильтра дизельного двигателя.

Долив масла в двигатель

Долив тосола в систему охлаждения
Техобслуживание, которое следует производить каждые два года эксплуатации автомобиля (или через 20–30 тыс. км пробега), заключается в следующем:
- замене свечей зажигания (возможно, что замена производилась и раньше, не всегда свечи зажигания «живут» два года эксплуатации);
- подтягивании крепления агрегатов, узлов и деталей шасси и двигателя;
- проверке герметичности уплотнений узлов и агрегатов;
- зачистке и смазке выводов и зажимов аккумуляторной батареи;
- замене фильтра тонкой очистки топлива;
- проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере;
- регулировке оборотов холостого хода и контроле токсичности отработавших газов;
- проверке элементов электронной системы впрыска и замене сменных элементов;
- проверке хода педали сцепления;
- проверке работоспособности регулятора давления;
- очистке и промывке деталей системы вентиляции картера;
- регулировке зазоров в механизме газораспределения;
- проверке эффективности работы тормозов и состояния тормозных колодок;
- обработке днища автомобиля и внутренних полостей кузова антикоррозийным материалом;
- замене топливного фильтра дизельного двигателя.

Оценка состояния свечей
Каждые три года эксплуатации автомобиля (или после 30–45 тыс. км пробега) необходимо:
- промыть систему смазки двигателя;
- заменить масло в автоматической трансмиссии;
- заменить масло в картере ведущего моста;
- зачистить коллектор стартера, проверить износ и прилегание щеток;
- очистить и смазать детали привода стартера;
- проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов;
- отрегулировать направление световых пучков фар.
Каждые четыре года эксплуатации автомобиля (или после 50–60 тыс. км пробега) необходимо:
- заменить охлаждающую жидкость;
- заменить тормозную жидкость;
- зачистить контактные кольца генератора, проверить износ и прилегание щеток.
Каждые пять лет эксплуатации автомобиля (или после 60–75 тыс. км пробега) необходимо:
- заменить масло в коробке передач;
- заменить зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.